Туристические отзывы
Украина

Велопробег по Арабатской стрелке

Маршрут: Новоалексеевка – Геническ – Счастливцево – Стрелковое – Страусиная ферма – Соляное – Ленино
Минута-две до отправления поезда Киев-Симферополь. Вол...

Маршрут: Новоалексеевка – Геническ – Счастливцево – Стрелковое – Страусиная ферма – Соляное – Ленино

Минута-две до отправления поезда Киев-Симферополь. Волоча за собой велосипеды с рюкзаками на багажниках, мы сломя голову бежим на другой конец перрона. Ба-бах! На платформу с грохотом летит велосипед, следом на него падает Димка, следом головой вперед лечу я, изо всех сил пытаясь удержать свой велосипед. Очень живописная картина. В это время возле вагона Димон со скоростью киборга-механика отделяет передние колеса от рам и забрасывает их в вагон. За колесами летят рюкзаки, а в тамбуре их ловит Лена. Посреди этого балагана невозмутимо стоит проводник, всякого навидавшийся, и красным флажком задерживает поезд…

План поездки

В вагоне разместились мы, можно сказать, с размахом. Оказалось, что на третью полку замечательно помещаются три вела, остальные два положили в соседнем купе. Колеса, которые никуда больше не удалось впихнуть, встали под столиками. Проводнику пришлось отвалить 100 грн., так как спортинвентарь разрешается провозить только в разобранном и упакованном виде, а наши засунутые наспех в чехлы два колеса под этот пункт не попадали. После того, как велики были устроены, места распределены и соседи успокоены, мы расселись по полкам, достали закуску, карту маршрута и начали, что называется, предвкушать удовольствие.

День первый

В Новоалексеевке мы показали прямо таки пример оперативности. Поезд прибыл в 11.30, за 2 минуты мы выгрузили 5 велов, 5 рюкзаков по 20-30 кг, наши тела и редких пассажиров, которым не посчастливилось ехать с нами в одном вагоне. Собрались тоже на удивление быстро, поковырялись немного с тормозами, выпили кваску и двинули в путь.

До Геническа ехать всего ничего – 11 км по трассе. Отсюда и до последнего поселка на косе – Стрелкового – все побережье сплошь усеяно пансионатами, таблички «сдается комната» висят на каждых вторых воротах. Начинался сезон уличных кафе и беззаботной курортной жизни.

А еще здесь начинался наш путь по Арабатской стрелке и заканчивалась асфальтированная дорога. Мы были бодры и полны энтузиазма, даже палящее солнце не вызывало особых затруднений. В том же бодром темпе мы проскочили Геническую горку, а где-то на 30-м километре наша группа, проехав Счастливцево, решилась, наконец, на привал. Вот оно, долгожданное море! В воде сидели по полчаса, ели как с голодного края все, что проносили мимо, пили ледяное пиво, короче, балдели от души. Наверное, каждый из нас интуитивно догадывался, что такие блага цивилизации нескоро еще попадутся нам на пути…

По Стрелковому мы ехали уже в потемках. Если не съезжать с бетонки, то по правую сторону будет небольшой магазинчик, единственный на весь поселок. Там же можно набрать воды из крана и купить у хозяев вина, которое (заводское в бутылках) почему-то продают не в магазине, а на заднем дворе. Вообще, село можно было благополучно проехать мимо, а не сквозь, но мы ведь не ищем легких путей. Когда мы выехали, было уже темно. Перед собой не видно ничего, кроме пятна дороги, освещаемой фонариком. То и дело останавливались, пытаясь сориентироваться в направлении, да и пора было устраиваться где-то на ночлег. Но ничего, кроме болотистой степи по обеим сторонам от дороги видно не было. Ничего даже похожего на побережье. Более того, мы подвергались серьезной атаке со стороны насекомых, нужно было срочно что-то делать. Мы приняли решение ехать по ответвлению дороги, уходящей влево, и судя по всему, в сторону моря. И не ошиблись, буквально через 100 метров показался пляж из мелкого ракушечника, который не меняется на протяжении всей Арабатки.

При первой же попытке поставить палатки при свете фонарей мы столкнулись с местными насекомыми, прилетевшими, судя по всему, с Сиваша. Маленькие черные летающие твари (слава богу, что они хотя бы не кусались) облепливали все, что освещал фонарик, в том числе его носителя. Они бросались на любой свет, включая костер и велосипедные мигалки. В такой обстановке не то, что сварить суп, но и велосипед укрепить представлялось весьма проблематичным. Но есть хотелось, и хотелось сильно. Самое главное - не поддаваться панике. Так как Лена с утра обещала мясной супчик, его и стали старательно варить, пока остальные почти в полной темноте раскладывали палатки. То, что получилось в результате, сложно было назвать супом, скорее гречневая каша, в которой изредка можно встретить куриное мясо, перемешанное с мелкими костями. Спасибо хотя бы на том, что там не было насекомых. Забились впятером в трехместную палатку (заныривали по-одному и без света), поужинали с горем пополам.

Первая панорама – пшеничные поля между Новоалексеевкой и Геническом, вторая – типичный пейзаж посреди Арабатской стрелки. На горизонте виднеется Азовское море, озеро Сиваш находится правее. Нажмите, чтобы посмотреть в полный размер.

День второй

Утром наконец удалось рассмотреть местность. Ракушки… море… море ракушек и ни одного человечка. Жизнь уже не казалась такой унылой.

Сама по себе Арабатская стрелка представляет собой узкую песчано-ракушечную косу длиной 112 км, местами сужающуюся до до 300 метров - так, что видно воду по обеим сторонам. С одной стороны Азовское море, с другой – соленое озеро Сиваш, оно же - «гнилое море». Коса соединяет Херсонскую область и Керченский полуостров, и когда-то на ней проходила железнодорожная колея, по которой вывозили песок для строения городов. Сейчас она заброшена и частично погружена в водоемы.

За этот день мы должны были преодолеть расстояние около 80 км и добраться до окончания косы. Даже с тем, что выехали мы неприлично поздно, ругаясь и периодически ломаясь, еще могли бы успеть. Нужно было только поднажать. Но поднажать никак не удавалось из-за особенностей дороги. Так называемая «стиральная доска» представляет собой частые песчаные гребешки, над которыми долгое время старались солнце, ветер и вода. Ты едешь приблизительно со скоростью 10 км/ч и тарахтишь, подпрыгивая на каждой волне и боясь рассыпаться, щелкаешь зубами и периодически увязаешь в песке. Приятного, откровенно говоря, мало. Почему-то мы были уверены, что это безобразие скоро закончится и начнется нормальная дорога. Но безобразие все не кончалось, зато к нему прибавилась радость общения с комарами и мухами, сопровождающими нас в виде пассажиров на спине или жужжанием возле ушей.

Через 13 км (примерно в 12.00)мы докатили до страусиной фермы. Ферма находится как раз на границе Херсонской и Крымской областей, рядом с ней есть большой пансионат, в котором можно перекусить. Пока ребята выясняли, чем кормят в баре, мы с Ленкой отправились втыкать на страусов. В вольере живут три взрослых страуса, молодняк держат где-то в другом месте. Птицы мирные и безобидные, могут разве что за палец ущипнуть. Когда вернулись, выяснилось, что в баре кормят исключительно страусятиной. После общения с забавными страусами у меня напрочь пропал аппетит. Однако мясо все же съели, утешая себя тем, что едим не ради удовольствия, а ради выживания среди степей :). Кстати, страусиное мясо по вкусу оказалось похоже больше на свинину, чем на птицу.

После фермы нас снова ждала «шифер»-гребенка и километры пустынной дороги. Неподалеку от пансионата был совершен заезд в детский лагерь, обеспечивший наш гарнизон восьмилитровым запасом воды. Последующие часы до заката мы ехали молча, тихонько матерясь себе под нос и проклиная все на свете. Только один раз мы сделали привал, чтобы искупаться и перекусить консервами, на готовку еды просто не было времени. Ко всем нашим бедам прибавилась еще одна – какой-то лось не до конца закрутил вентиль на газовой горелке, в результате мы остались без огня. В течение кратковременных остановок, когда становилось невыносимо жарко, бросали велосипеды и прыгали в море прямо в одежде. После таких заныриваний все были похожи на зебр – в белых полосках от высохшей морской соли.

А насекомые все продолжали преследовать. И никакие репелленты не помогают, можно было вообще их не брать. Казалось, они издеваются. Только начинаешь разгоняться (насколько было возможно разогнаться по такой дороге) мошки сбиваются в небольшую тучку и летят наперегонки с твоим лицом, а большие, типа стрекоз, жужжат по бокам, лавируя как на воздушных американских горках. Только притормаживаешь – и твое тело становится плацдармом для комаров, мух и божьих коровок. Кстати, божьих коровок на Арабатке тьма тьмущая, их видно везде – на песке, на растениях, камнях.

Спустя несколько часов на горизонте, аки мираж посреди пустыни, нарисовался деревянный домишко. В огороде работал хозяин, бегали овчарки, паслись лошади. Дом как дом. Даром, что на болоте, что в одиночестве посреди песчаной косы. Каким чудом сюда занесло людей, ума не приложу. Во дворе набрали еще воды, которая на пробу оказалась серной с ужасным запахом и еще более ужасным вкусом. Но вода есть вода, особенно в условиях жары, мы запаслись и не прогадали. Позже, когда все бутылки были опустошены, она пошла на ура.

Итак, мы ехали, отсчитывая километры, благо имелся спидометр. Стремително темнело. Воды осталось на донышке. Сил еще меньше. Тело покрыто укусами насекомых и синяками от педалей. Надежда на хорошую дорогу умерла мучительной смертью уже давно. А наша группа упорно продолжала крутить педали по ненавистной стиральной доске в надежде сегодня добраться до поселка.

И все же мы встали на ночлег на побережье. Встретившиеся рыбаки сказали, что до Соляного еще 20 км, за оставшиеся полчаса до темноты мы при всем желании не успели бы. Добрые люди отдали нам остатки своей воды, литр, как раз на ужин и утреннюю дорогу. Начали разбивать лагерь, пока окончательно не стемнело. Сильный ветер уносил прочь пожелавших подкрепиться комаров и другую нечисть, но он же сметал наши палатки в море, стоило только ослабить хватку. Надежно закрепив колышки, мы всем составом залезли в одну палатку и стали рыться в рюкзаках в поисках съестного. Нашлась тушенка, хлеб, сгущенка, печенье и – о счастье! – огурцы. Сладкое оставили на утро, а тушенка с хлебом да еще и с огурцами казалась нам тогда райской пищей 🙂

Проснулась я оттого, что палатка ходила ходуном, а снаружи завывало и сверкало. Вспомнилось и штормовое предупреждение, и случаи ударов молнии и прочие ужасы. Вылезла наружу посмотреть, что происходит – на горизонте в море грозовой фронт, по идее до утра можно спать спокойно, сюда он дойти не успеет. Спустя пять минут я обнаружила, что лежать не так уж плохо, сказалась сильная усталость. А утром меня разбудил будильник, предварительно поставленный на 5.00, т.к. подъем у нас был спланирован ранний, а сбор быстрый.

День третий

Итак, до поселка Соляного оставалось 20 км. Затем 7 км до Арабатской крепости и около 30 км по трассе до Ленино. Еще таившуюся вчера, чуть теплую надежду попасть на мыс Казантип, пришлось выкинуть из головы. Поезд приходил в 18.00 и стоял 2 минуты, нам нужно было быть на вокзале заранее, чтоб успеть разобрать велики, снять с них рюкзаки и упаковать их в чехлы.

Когда мы голодные, уставшие въехали в Соляное, начал накрапывать мелкий дождик. От поселка сейчас почти уже ничего не осталось, добычу соли никто уже не ведет, многие здания разрушены и он производит впечатление покинутого людьми места. Мы нашли маленький магазинчик, буквально набросились на цивилизованную еду. Потом поехали на пляж, там вроде был пансионат, в котором работало кафе. Отдых растянулся часа на полтора, после чего мы двинули в сторону крепости. Когда-то она имела очень важное военное значение, прикрывая подступы к Азовскому побережью, неплохо сохранились ее трехметровой толщины стены, многоугольники фортов, но в самом крепостном дворе остались только груды глины и камня. Пока мы обходили крепость по периметру, со стороны моря надвигалась гроза, на горизонте виднелась серая стена дождя, и в ней четко выделялся столб смерча. Спросив у местных, как быстрее выехать на трассу, мы направились в сторону Ленино. В районе Семисоток нас накрыл ливень. Переждать его было негде и некогда, так что мы накинули куртки, сцепили зубы и поднажали. После утомляющего солнцепека ощущать прохладные капли на коже было даже приятно:) Дождь закончился так же внезапно, как и начался. Трасса пошла под уклон, и ехать стало веселее. Настроение поднялось, на асфальте быстро забылись муки шиферной дороги Арабатки и на вокзал мы приехали ровно за час до поезда. Просчитали примерное расположение нашего вагона, спокойно разобрали велики и углубились в мысли под пиво и ожидание поезда.

С расположением мы просчитали. Примерно на 10 вагонов. Вообще, на таких небольших станциях высадко-посадка людей происходит следующим образом: останавливается поезд, все пассажиры массово и хаотично бегут по своим вагонам, некоторые забрасывают в тамбур свои вещи (примерно так же, как это делали мы при отправлении), а бывает, заскакивают в медленно трогающийся поезд. Но у нас была целая гора вещей, которую перенести за один раз ну никак не представлялось возможным. Каждый схватил сколько мог и опрометью побежал к вагону. Я осталась на стреме, надеясь, что обо мне не забудут. Вокруг меня нарисовались двое таксистов с предложением подвезти до следующей станции. Как вариант, это стоило рассматривать в худшем случае. К счастью, успели. Пару рюкзаков закинули в первый попавшийся вагон, меня забыли там же, потом, правда, нашли, снова подняли на уши весь вагон.

А после был ужин, обсуждение наших приключений, Джанкой, дыни-персики, вино.. Кто бы мог подумать, несмотря на пережитые неудобства, нам понравилось:) И я могу с уверенностью сказать, что велопутешествие по Арабатке удалось на 100%

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход

Оставьте отзыв

Отменить ответ

Популярное

Exit mobile version