Путешествуем на автомобиле
Россия

Кириллов и Ферапонтово. Звёзды Русского Севера. Ч.2я

Город Кириллов.
Кирилло-Белозёрский монастырь находится в маленьком городке Кириллове. А раньше было совсем наоборот. Снача...

Город Кириллов.

Кирилло-Белозёрский монастырь находится в маленьком городке Кириллове. А раньше было совсем наоборот. Сначала возник монастырь, и только потом, гораздо позднее вокруг него появилась небольшая подмонастырская слобода, которой Екатерина II повелела придать статус города и даже утвердила план улиц. Повелеть она может и повелела, может и план расчертили, но городом Кириллов даже сейчас назвать ну никак невозможно. Деревня это, хоть и большая.

Главная улица – Коммунистическая, если мы подзабыли и ошиблись в названии, тогда значит – Пролетарская, если опять ошиблись – значит Советская или Комсомольская. В центре обязательно пересечение с улицей Ленина. Застройка в основном – частные деревянные дома. Самые высокие здания города – двухэтажные. Магазин «Продукты» - широкий ассортимент пива и чипсов, полное отсутствие фруктов. Магазин «Универмаг» - посуда, китайский ширпотреб и ремонт. Магазин «Вино-Водочный» - алко-продукции кирилловского завода, а именно, знаменитых смородиновых, брусничных, черноплодных вин на прилавках нет. Завод давным-давно закрыли. Правда продаётся очень вкусный кирилловский лимонад.

По Кириллову можно походить, если есть время, поискать старинные купеческие особнячки. Здесь раньше где-то были и Торговая площадь, и Гостиный двор, Женская гимназия, Реальное училище, Духовное училище. Сохранились чудом три церкви – Казанский собор, церкви Вознесения и Двенадцати апостолов – две первые без колоколен, в последней сейчас автопредприятие. Здесь в Кириллове находится и Дом-музей Бриллиантовых.

Но это всего лишь наши мимолётные ощущения от этого деревенского городка. Мы чего – одни день посмотрели на Кириллов и уехали – можем и ошибаться в своих оценках. А его провинциальную прелесть и доброту никто не оспаривает. Думаю, коренные кирилловцы, конечно, любят свой город и могут рассказать о нём гораздо больше и интереснее, как и любой другой человек, где бы он не родился, всегда будет хранить в сердце образ родной земли. «Где рỏжены, там и приморожены». Не так ли?

«Хотя проклинает проезжий дороги моих побережий, люблю я деревню Николу, где кончил начальную школу! Бывает, что пылкий мальчишка за гостем приезжим по следу в дорогу торопится слишком: - Я тоже отсюда уеду! Среди удивленных девчонок храбрится, едва из пеленок: - Ну что по провинции шляться? В столицу пора отправляться! Когда ж повзрослеет в столице, посмотрит на жизнь за границей, тогда он оценит Николу, где кончил начальную школу..». Николай Рубцов.

Кирилло-Белозёрский монастырь. Сиверское озеро.

Лучшее украшение Кириллова – это монастырь и Сиверское озеро.

Главное чем впечатляет этот монастырь – это длинные-предлинные трехъярусные, с арками и галереями на внутренней стороне, стены, которые надёжно окружают-обнимают его со всех сторон. Стены, действительно, поражают воображение – длиной в полтора километра, высотой 10 метров, а толщиной 7; башни с 8-миэтажный дом.

Внутри этих мощных стен и спрятан сам монастырь, а вернее сказать два монастыря. Самый первый, самый древний и тот самый, который основал на Ивановской горке сам преподобный Кирилл Белозёрский – Ивановский монастырь (Малый) и рядом Успенский монастырь (Большой). Но - эти монастыри тоже спрятаны за внутренней оградой, не такой впечатляющей, но тоже приличной. Это – Старый город. А Новые стены – те самые длинные, с арками, галереями и башнями охватывают и сам Старый город, и плюс ещё большую площадь земли. И всё вместе называется Новый город или Кирилло-Белозёрский монастырь. Монастырь раньше был военной крепостью, поэтому укрепился вот такими двойными стенами.

Неподготовленному человеку сначала достаточно сложно разобраться, что к чему.

Когда вы входите в главные центральные ворота через Казанскую башню, то вы попадаете на территорию Нового города. Здесь вы начинаете растерянно крутить головой, ошеломлённо рассматривать огромный периметр необычной кладки стен и соображать куда идти - прямо вперёд по аллее или налево по тропинке. Сворачивайте на тропинку, она ведёт прямо к Вологодской башне, где находятся кассы, чтобы купить билеты и подняться на галереи. Там же в этой башне всегда действует какая-нибудь выставка. Мы посмотрели удивительные работы детской местной гончарной студии. Детский полёт фантазии и недетское мастерство исполнения сильно и надолго впечатляют.

В галереях, длинных и гулких, стоят резные деревянные скамейки, цветы в соломенных корзинках и на стенах висит очень интересная информация в виде стендов. Мы читали с огромным наслаждением про историю монастыря, и сколько потом я не перелистывала книжицы на лотках в поисках подобного изложения – попадались совсем не такие. По галереям вы прогуливаетесь не просто так.

Во-первых, привыкаете и рассматриваете окружающий пейзаж: деревянные церквушку и ветряную мельницу, расположенные здесь на монастырской территории в качестве традиционного уже «музея под открытым небом». Отсюда же сверху хорошо видно вторую внутреннюю стену, за которой и начинаются собственно монастыри. Тот, что вы видите прямо перед собой – это Ивановский. Перед вами находится розоватая церковь Иоанна Предтечи и белая более миниатюрная церковь Сергия Радонежского с трапезной. Первая церковь стоит прямо на холме и считалась главной в Ивановском монастыре. Если хорошо присмотреться, то чуть ниже её видны две каменные сени-беседки, одна построенная прямо над местом первой кельи-землянки и крошечной древней бревенчатой часовни, где молился сам преподобный Кирилл Белозёрский, в другой находится макет первоначального креста, установленного также самим старцем.

Во-вторых, по галерее вы доходите до самой крайней приозёрной Кузнечной башни. А это самая лучшая точка панорамного обзора монастыря и отсюда получаются лучшие снимки. После прогулки по галереям вы возвращаетесь по той же тропинке к аллее, которая ведёт к Святым воротам с надвратной церковью Иоанна Лествичника и через них попадаете на территорию Успенского монастыря. Эта надвратная церковь строилась на деньги двух сыновей Грозного – Иоанна и Фёдора, и поэтому посвящена их святым тёзкам Иоанну Лествичнику и Феодору Стратилату.

Из-за того, что два монастыря существуют практически единым целым организмом, на их общей территории очень много разнообразных церквей, которые скомпонованы либо группой, например:

Cразу перед собой, чуть левее центра – Успенский собор, церковь Владимира, церковь Епифания и церковь Кирилла;

Cразу прямо перед вами - Колокольня, церковь Архангела Гавриила, церковь Введения с трапезной.

Либо постройки раскиданы по одиночке, например:

Сразу слева от ворот – Монашеские кельи,

Сразу справа от ворот - Казённую палату,

Напротив Успенского собора - Архимандричьи палаты,

Налево наискосок - церковь Евфимия,

За Колокольней ближе к озеру - чудные старинные домик келаря и Водяные ворота с надвратной церковью Преображения Господня.

Уф. Всего здесь целых 11 церквей. Действительно можно легко запутаться, поэтому надо обязательно купить тоненькую карту-путеводитель по монастырю на входе или открыть сам путеводитель со схемой.

Мы побродили по монастырю, увидели гигантские пни от спиленных дубов, видимо, когда-то здесь монахи бродили по роскошной дубовой аллее. Полюбовались низеньким, стареньким, но чудным своей старинной исторической осанкой домиком келаря и соседней надвратной трёхглавой церковью Преображения. Глаз радовала их явно выделяющаяся на фоне более современных построек почти идеальная гармоничная архитектурная форма и через распахнутые Водяные ворота под церковью вышли прямо на берег Сиверского озера.

Это тоже главное впечатление от Кирилло-Белозёрского монастыря, кроме поражающих длиной и мощью крепостных стен. Вся узкая береговая линия выложена огромными валунами. Раньше Водяные ворота служили парадным входом в монастырь, здесь находится до сих пор небольшая бухта для речных судов.

Мы бродили вдоль стен, изучали башни, искали их названия по карте-путеводителю. Сидели на камнях; смотрели на завораживающую рябь серых волн; утиный выводок, качающийся на волнах; на белых сильных чаек, рассекающих небо; пытались рассмотреть островок патриарха Никона в центре озера. Было очень красиво и очень спокойно. За нами мощнейшие монастырские стены из красного кирпича, перед нами – морщинистое от ветра зеркально-стальное огромное Сиверское озеро, под нами – большущие круглые валуны, подпирающие и охраняющие берег от размыва волнами и над нами – бескрайнее в ширину и глубину, с плотными косматыми облаками небо…. Вот мне кажется, что в монастырь этот едут люди, чтобы и увидеть, наконец, Небо. Потому что здесь, над этим монастырём, над Сиверским озером оно особенное…

Не думайте, что на валунах сидели одни мы, и только мы любовались этим озером и небом. Нет. Много людей. Вот картина – люди сидят на облюбованных камнях, ма-а-ленькие такие фигурки на фоне огромных стен, и смотрят вдаль. Правда, наше созерцание и умиротворение один раз нарушил какой-то турист, который с гиком: «Эхма, хочу омолодиться в вашем озере», скинул с себя одежду и нырнул в озеро. Холодное, кстати. Молодец. Муж, напомнив мне про мой подвиг купания в леденющем Дивеевском источнике, предложил мне его повторить, но я неее… забоялась.

В карте-путеводителе было написано, что здесь в монастыре действует много выставок и музеев:

Архимандричьи кельи: Древнерусское искусство 15-17в.; История Кирилло-Белозёрского монастыря; История города Кириллова,

Казённая палата: Русское искусство 17-19 в.,

Монашеские кельи: Интерьер монашеской кельи 17-18в. (вход 2-й подъезд),

Поварня: Народное искусство Белозерья,

Церкви Преображения и Иоанна Лествичника: Интерьеры, иконостасы 16в. (открыты в летнее время),

Поваренные (Уксусные) кельи: Открытый фонд керамики,

Церковь Введения с трапезной палатой: Археология Белозерья (1-й этаж), Декоративно-прикладное искусство (2-й этаж).

Но мы не попали ни в одну церковь, ни в Успенский собор, они были почему-то закрыты или на реставрации что-ли. Вообще-то знаменитейший и уникальнейший иконостас Успенского собора давным-давно растаскан. Реставраторами. Обычное дело – забирают икону на реставрацию, а возвращают не на место, а в какой-нибудь музей. Из 60 уцелевших только 33 находятся здесь в Кириллове, остальные в Русском музее (Петербург), Третьяковке, Музее имени Андрея Рублёва в Спасо-Андронниковском монастыре (Москва). Хотя было бы справедливее и правильнее собрать всю коллекцию на своей исторической родине, в своих родных и намоленных стенах. В Архимандричьи кельи было не протиснуться из-за пробки из иностранных туристов, поэтому мы пошли искать Поварню с выставкой народного искусства Белозерья. По дороге к ней увидели, что рядом с входом в неё и позади домика келаря ведутся настоящие археологические раскопки, и молодые ребята в спецовках энергично таскают землю в вёдрах.

Честно говоря, такого уровня от выставки здесь, в Кириллове, в монастыре мы просто не ожидали. Удивлены, рады и испытываем гордость за местных кирилловских краеведов. Просто молодцы. Рядом со всеми экспонатами установлены жк мониторы, где всё можно прочитать, как следует рассмотреть в деталях и смоделировать, как бы это выглядело, к примеру, на людях из той эпохи. Особенно запомнился и впечатлил снимок из раскопок на одном из могильников – в обнимку лежали два скелета мужчины и женщины. Поза была не нарочито искусственна, а совершенно естественна и преисполнена глубокого чувства. Не можем гадать, что именно произошло, но вторая половина этой пары древних русичей явно по своей воле, по своему, а не насильному желанию присоединилась к супругу. И замерли навеки в нежных объятиях.

Мы вышли под глубоким впечатлением от выставки. По дороге всё-таки зашли в Архимандричьи кельи, но в сувенирный магазинчик, протиснувшись буквально через толпы всё прибывающих иностранцев. Но о сувенирах в другой главе.

Вот и всё. Возвращаемся по той же аллее. До, свидания, Кирилло-Белозёрский монастырь. Мы едем сейчас в Петрозаводск и впереди у нас длинный путь.

Если сравнивать свои впечатления от Ферапонтова и Кириллова, и делать это честно, то скажу, не кривя душой. Ферапонтово – это что-то потрясающее, хватающее за душу, цепляющее сердце, память, мысли, а по Кирилло-Белозёрскому монастырю мы ходили с более приземлённо-туристическим настроением. Может быть потому так, что мы не попали ни в одну церковь? Зато увидели Озеро и Небо. Чего ещё надо?

Да, и для тех, кто любит не романтику, а математику. Длина Сиверского озера – 6,6км, наибольшая ширина – 1,5км, наибольшая глубина – 26м. А Сиверко это холодный северный ветер.

Немного истории. Монастырь. Духовный расцвет.

Я написала о том, что мы увидели в монастыре, теперь напишу немного о другом.

Если задуматься, кто организовывал монастыри? Что за люди? Почему? Как?

В православном житие говорится, что Кириллу было видение Пресвятой Богородицы, голос и свет. В более атеистических источниках, причиной прихода сюда инока московского Симонова монастыря называют неугодность Кирилла своим новым монастырским властям, его жёсткий характер, а также политические цели завоевания Русского духовного Севера. Но как бы то ни было – сюда на берег этого озера пришёл старец Кирилл с товарищем-соратником-единомышленником Ферапонтом.

Если вы считаете, что это легко, идите сейчас сами, например, в тайгу, выкопайте землянку и постройте монастырь. Ну что, слабо ведь?

Кирилл – 1337-1427. Настоятель московского Симонова монастыря. Родился в Москве. В миру – Козьма, сирота, воспитывался в доме своего знатного родственника Тимофея Вельяминова, окольничего при князе Дмитрии Донском. На Север пришёл в 60 лет.

Ферапонт – 1337-1426. Монах московского Симонова монастыря. Родился в Москве. В миру Феодор, из подмосковного Волоколамска, из семьи дворян Поскочиных. На Север пришёл в 60 лет.

Именно Ферапонт, который по свом монастырским делам часто бывал на севере, в Белозерском княжестве, помог, посоветовал Кириллу эти места, подходящие для уединения и безмолвия. То есть – места силы. Только место для будущего монастыря нашлось не сразу. Монахи увидели его с горы Мауры. Во-первых, это место Кирилл видел во сне. Во-вторых, место действительно было благодатное – на водных путях: Свияга, Шексна, Сиверское озеро; сравнительно недалеко города: Вологда, Белозёрск. Да и красотища кругом какая! Вот уж действительно: «место убо мало и кругло, но зело красно, всюду яко стеною окружено водами». Сначала они построили «келийцу малую». Потом часовенку. Правда, местные люди были очень недовольны. Основание монастырей происходило не столь идеально и мирно, как сообщают легенды. Местный народ боялся (и не даром), что его земелька скоро отойдёт к новому незваному гостю – монастырю. Поэтому и поджоги были, и камнями закидывали. Но мало помалу монастырь рос. Только Ферапонт покинул это место и ушёл на другое озеро – Бородавское. Почему? Просто товарищи «не согласовали свои обычаи» - Кирилл был очень жёстким, а Ферапонт напротив – более вольным. Расстались с миром. Появился монастырь.

Кирилл ввёл в своём монастыре чрезвычайно жёсткие и аскетичные правила - «Правила святых отец». Солгал - ешь всухомятку в течение недели и бей 60 поклонов каждый день. Клевету возводил - сиди 40 дней на сухоядении и ежедневно бей 80 поклонов. Злопамятничал – вот тебе две недели такого поста и по 100 поклонов каждый день. А ежели «похулил что-либо: дождь или снег, тварь божию, - имай епитимию: 3 дний сухо да ясть, поклона 25». Основной заповедью монастыря было: «Посмотри на себя и задумайся над внутренним твоим сокровенным миром», т.е. подумай о совести брат, о том, как ты относишься к Богу и людям. Сам старец выполнял самые тяжёлые послушания и ходил в «разодранном и много швенном» рубище. Зато преподобный лично переписывал и заставлял монахов учить уникальные для 15 века книги! Монахи монастыря изучали главы из «Физики» Галена, «О происхождении грома и молнии», «О падающих звездах», «Об устройстве земли», «О землетрясениях», «О четырех стихиях и о морях» и многие другие. Это было невероятно для того времени.

А какая библиотека была в монастыре! Это было одно из богатейших книгохранилищ на Руси! Здесь не только берегли, описывали, переплетали и читали книги, но и писали их, при этом сочиняя и редактируя. Переписывание книг являлось главным иноческим послушанием. Не думайте, что где-то за печкой сидел монашек и при тусклом свете лучины корябал старую телячью кожу гусиным пером. Отнюдь нет. В монастыре была целая, если можно так сказать, индустрия книгоделания. Вот список мастеров, трудившихся над производством рукописной книги: доброписец чернописный – воспроизводит основной текст, статейный писец – воспроизводит вязь киноварью, заставочный писец – рисует заставки и буквицы, живописец иконный – рисует иллюстрации-миниатюры, златописец – покрывает золотом отдельные части. Ещё трое переплётчиков: златокузнец, среброкузнец и сканный мастер. А ещё были специалисты по изготовлению чернил…. Когда после Смутного времени в Кириллово-Белозёрском монастыре была произведена опись библиотечного фонда, в ней насчитывалось 1938 томов. Книги, конечно, были не только самодельные, но и привозные.

А какие были кирилловские распевы! Они воспринимались тогда и распространялись как высочайшие образцы церковного пения.

Кирилл Белозерский был 30 лет игуменом своего монастыря и оставил нам потомкам такие слова: всё будет хорошо, «только любовь имейте между собою». Его мощи находятся в церкви Кирилла, примыкающей сзади к Успенскому собору.

Немного истории. Монастырь. Незваные гости. Забвение.

Огромный Кирилло-Белозёрский монастырь с одной стороны, безусловно, духовный центр, с другой – мощный собственник (земли), с третьей – интеллектуальный центр (книги, науки), а ещё с одной место ссылки-заточения неугодных и опасных государству лиц.

Здесь в Кирилло-Белозёрском монастыре содержался патриарх Никон. Он не был ссыльным, не был опальным, а просто был отодвинут от власти царём Алексеем Михайловичем Тишайшим (сыном первого русского царя из Династии Романовых Михаила Фёдоровича и отцом Петра I), Про Никона я подробно писала в рассказе про Боровск. Повторюсь. Он не был глупым, недалёким и самодовольным персонажем, как принято его считать в наших учебниках истории. Он был очень неординарен. Сильная личность. Властный и бескомпромиссный. Поэтому и поругался с самим царём. Поэтому и оказался здесь на Севере, подальше от столицы. Причём в Кириллов его перевели из Ферапонтова, и это была уже не просто прохладная опала, а настоящая ссылка. В монастыре не знал чем себя занять, видимо. Присутствуют какие-то байки о том, что себе к столу он требовал арбузов и стерлядок. Ну какие арбузы в этих северных землях? А рыба это не невидаль, здесь её полно в Сиверском озере. Чтобы занять свой ум и время, Никон решил построить остров посреди озера. И построил. Остров имеет правильную обтекаемую овальную форму. Длина — около 77м, ширина — около 20м, точно ориентирован по сторонам света и направлен с запада на восток. Но дело здесь не в метрах, они как раз ни о чём не говорят, их надо перевести в старинную русскую меру - сажени. Поясняю. У этого острова уникальный размер. Вся его композиция, все его соотношения красивы, пропорциональны, четки и гармоничны. А эта гармония достигается благодаря числовым соотношениям. Для того чтобы это увидеть, нужно оперировать не метрами, а саженями (1 сажень – 197.4 см). Тогда получается интересная картина. В размерах острова повторяется набор чисел: 12, 7 и 5. А это соотношение сторон треугольника золотого сечения! То есть те самые пропорции, которые воспринимаются человеческим глазом как наиболее приятные и идеальные. Никон знал это, он ведь сам возводил этот остров. Вот вам и «глупый и напыщенный», а также «арбузы со стерлядками». Что-то не логично…

Также помимо прочих знатных и родовитых, но опальных знатных лиц, в монастыре принял постриг бывший ближайший советник молодого Ивана Грозного священник Благовещенского собора в Кремле, опальный монах Сильвестр. Который, кстати, прибыл из Москвы не с пустыми руками, а с целым собранием редчайших и драгоценных книг, среди которых были и греческие рукописи, переписанные ещё Максимом Греком (греческий монах, книжный знаток, полиглот, присланный в Москву, чтобы переводить избранные книги, привезённые Софьей Палеолог), а также книги с дарственной надписью самого Грозного.

Великий царь Всеа Руси Иван Васильевич Грозный чрезвычайно жаловал эту обитель. Щедро одаривал, подарил Славянский волок вместе с землями и крестьянами. Его будущие родители – Елена Глинская и Василий III – четыре года ездили на богомолье по разным монастырям в Переяславль, Ростов, Муром, Ярославль, в Вологодскую область на Кубенское озеро в Спасов-Каменный монастырь, а также сюда на Сиверское озеро в Кирилло-Белозёрский монастырь. И каждый из этих монастырей считает, что именно он поспособствовал рождению будущего грозного монарха. На дарственные царской четой деньги были построены две церкви: Иоанна Предтечи и Архангела Гавриила. На деньги сыновей Грозного – надвратная церковь (о ней писала). В 16-17в. в монастыре шло очень активное строительство. Но Смутное время добралось и до Белозерья. Поляков и литовцев выгнали из Москвы, и они двинулись на Север, взяли Вологду, Белозёрск, Тотьму, Сольвычегодск. Летом 1612 года остановились перед стенами Кирилло-Белозёрского монастыря. На 6 лет. Потому что всё это время монастырь держал осаду, сопротивлялся, отбивался, защищался и нападал. После того, как интервентов всё-таки разогнали, в монастыре решили строить Новые стены или Новый город. Возводили – стены, башни - 30 лет. Руководил работами русский мастер Кирилл Серков. Так монастырь стал крепостью. Вернее не успел стать. Мощные стены, только что построенные, стали не актуальными: Екатерина II провела секуляризацию церковных земель.

Из монастыря стали ввозить книги. Кельи и башни стали сдаваться в аренду. Они превратились в склады соли, хлеба и даже вина. Стены монастыря со стороны озера были завалены брёвнами, здесь был дровяной склад. В одном из помещений монастыря даже был городской острог. Руководство монастыря, конечно, сопротивлялось и прилагало все усилия, чтобы возродить, поднять, поставить обитель на ноги. Но время наступало уже Советское. И тогда монастырь стоял почти в руинах, из монастыря утащили практически всё ценное, а знаменитые кирилловские колокола, которые раньше пели искусно подобранными звонами, сдали в металлолом. Советское государство, таким образом, обогатилось на 31 298кг колокольной бронзы и 2 855кг железа из колокольных языков.

Сейчас монастырь возрождается. Усилиями энтузиастов. Медленно. Но верно.

Кирилловские сувениры. Птица счастья.

На территории монастыря продаётся очень много сувениров. К примеру, вдоль стен в направлении Вологодской башни тянутся ряды лоточников. Но обсуждать продаваемые на лотках коммерческие поделки а-ля-рюс-хохлома-береста – несерьёзно. В Архимандричьих палатах есть небольшой магазин сувениров. В нём мы увидели шахматы и шкатулки – вологодского производства.

Шахматы всех размеров, из разных пород деревьев (кленовые, липовые и др.) и с очень интересными резными фигурками. Особенно понравились шахматные фигуры в виде пушкинских 33 богатырей и медведей. От 700р. до 5т.р. и выше. Шкатулки тоже очень симпатичные, с красивым орнаментом из мелкой-мелкой соломки. Здесь большой выбор.

А я искала птицу счастья. Деревянную. Вологодскую. С распахнутыми крыльями. Искала по всей Вологде, но нашла здесь в Кириллове. Улетели из Вологды все птицы счастья, приземлились в Кириллове. Причём, как водится, увидела совершенно случайно. На выходе из монастыря, направляясь к стоянке, увидела лоток просто весь заставленный деревянными птичками. А рядом сидит мастер и выстругивает очередную. Подошли, разговорились, познакомились. Я выбрала самую большую и красивую, за 450р., хотя мне ещё понравилась и другая – с длинной вытянутой шеей, её мастер называл лебёдушкой. Такие птицы широко распространены именно здесь на Севере: в Вологодской, а ещё Архангельской области. Их делают из сосновой (или любой другой деревянной дранки-щепы). Называют голубями или петушками. Их подвешивают на нитке под потолок, и там они тихо и плавно раскачивается, как будто парят или плавают. Иногда их немного раскрашивают золотом, красным или голубым. Но почему именно птицы? Да потому, что Петушок – это древний славянский символ Солнца, а Голубь – это всегда Дух, Душа. В Старину птицу изображали крестиком. А такая птичка, совершающая круговые вращательные движения под действием восходящих потоков воздуха исстари считается на Руси воплощённым принципом свастики или солнечного коловрата. Говорят, что по тому, как к человеку повернётся птица – хвостом или головой, можно определить плохой он или хороший.

Пока муж разворачивался и выезжал со стоянки, я успела забежать в магазин «Сувениры», который находится на дороге к монастырю, за белыми зданиями местной администрации. Это резная избушка. Оказалось, что сувениры здесь сильно отличаются от всех увиденных и очень интересные. Здесь продаются изделия из керамики местной художницы Нины Мишинцевой из деревни Куракино (www.kurakino.com). А ещё вязаные длинные пояса с орнаментами, вязаные вручную круглые коврики, а ещё местные печатные плоские разноцветные прянички в виде зайцев, домов и кораблей, которые можно хранить до года. В этом магазинчике я купила коврики (~200р., которые заметила ещё в невероятно уютной крохотной надвратной церквушке в Ферапонтово), пряники и буклет художницы. Мы хотели заехать в эту деревню по дороге в Петрозаводск, но у нас не получилось (об этом я расскажу чуть ниже). Ещё очень запомнились в этом магазинчике керамические козы. Да-да, Козы с Козлятушками. Там целая серия этих забавнейших фигурок в разных сюжетах. У Коз в ушах вставлены бубенчики. Фигурки похожи на дулёвские. Очень симпатичные, особенно для тех, кто, например, собирает. Я смотрела там и на длинные тканые дорожки-половики, но выглядели они хуже икейных, а стоили ~2.т.р..J

Рыбный вопрос?

Вообще-то желание не то чтобы попробовать, а хотя бы просто увидеть местную рыбу нас не покидало. Ради этого мы посетили даже центральный магазин «Рыба», но там ничего свежего, кроме глубоко и давно замороженного чего-то с хвостами и плавниками не было. На повороте к гостинице мы заметили большую, но не работающую палатку «Поплавок» с надписью, что здесь продаётся местная рыба. Но сколько раз не проезжали мимо, она перманентно была закрыта.

Удивительно. Потом прочитали статью, написанную одним путешественником, современником Пушкина, о поездке в Белозерье, и поняли, что как 200 лет назад жаловались туристы на это рыбное недоразумение, так и продолжают жаловаться... Он пишет: «…Белоозеро, имя, которого соединено с понятием о вкусных снетках, а стерлядки красуются в гербе под серебряной луною; здесь множество других озёр и рек, конечно, изобильных рыбою. А между тем нигде, ни за какие деньги, вы её здесь не достанете. Вся, говорят, ушла в глубину, или в Москву или на Север. В самом же крае потребности в рыбе нет. Довольствуются солёным прошлогодним лещиком…».

И действительно. Вот озеро. Вот лодки. Вот удочки. А где же рыба? Вот странно…

Питание.

В Кириллове с этим особо не разбежишься. Либо пончики (кстати, очень вкусные) и кирилловский лимонад в продуктовом напротив универмага на центральной ул. Советская, либо кафе «Перекрёсток» на ул. Ленина, 33 (въезжая в город, поворот налево перед универмагом).

Это пункт питания №1.

Кафе из серии «Куда уходит детство». Цены соответствуют названию центральной улицы.

Лимонад – 6р. стакан,

Салат 10р.,

Бефстроганов – 19р.,

Чай – 3р..

Алюминиевые ложки-вилки, чай наливаешь сам из огромного самовара, пластмассовые тарелки и очень вкусно. Общий счёт на двоих состоящий из 1-го, 2-го, 3-го и компота с лимонадом – плюс-минус 100р.

Когда обедали, в кафе зашла местная жительница с малышом – бабушка с внуком. У двухлетнего пацана щёки были как у хомяка, он сразу погнал к прилавку и расстроено остановился. А бабушка сказала: «Ну, что Ваня, поздно мы пришли, все пирожки твои любимые уже разобрали». То есть надо понимать, что в этом кафе продаётся ещё и хорошая выпечка.

Пункт питания №2 – это кафе при нашей гостинице «Русь», ул. Урицкого. Персоналу этого кафе передаём самые горячие приветы. В день нашего приезда в Кириллов, когда мы, приехав из Вологды, погнали в Ферапонтово, а потом в Горицы, к вечеру мы так устали, что прохлопали ушами и забыли поужинать. Встрепенулись мы, а вернее наши голодные желудки, где-то около 10 вечера и мы буквально ринулись в кафе. А там объявление, что оно работает до 22, но заканчивает обслуживание в 21.30. Что вы думаете. В глазах у приветливой женщины-буфетчицы не мелькнуло даже и тени недовольства. Она нам сказала: «Ну что голубчики, устали, проголодались, сейчас-сейчас мы вас накормим. Петровна, ты ещё не ушла? Покормишь людей?» В общем, мы очень славно поели – печень в горшочке (30р.), мороженое с белым вином (15р.) и до сих пор испытываем глубокое чувство благодарности к этим замечательным людям.

Стоимость проживания у нас в этой гостинице включала завтраки. Нам выдали талоны и сказали, чтобы мы больше чем на 60р. не заказывали, за перебор будем платить сами. Поначалу мы поразились такой маленькой сумме, а потом оказалось, что по местным ценам это праздник на всю катушку. В меню завтрака (всё в том же кафе) значилось два комплекса: Комплекс №1 «Рыжик» и Комплекс №2 «Витаминный». Поскольку я салат из моркови с яблоками (это и есть «Рыжик») просто терпеть не могу, то мы сразу быстро определились кому чего. Завтрак нам принесла всё также добродушная и улыбчивая приятная женщина: на подносе салаты, яичницу/блинчики, чай, булочки. Умяли всё с удовольствием. До сих пор выясняем, чей комплекс был вкуснее.

Как мы не попали в деревню Куракино.

Северные гончарные промыслы.

Если говорить честно-пречестно, то главным нашим стимулом поехать в деревню Куракино и посмотреть там домик - гончарную мастерскую и побывать в музее, было не желание познакомиться с местным народным гончарным промыслом (хотя оно тоже было), а маленькая фраза, которую мы вычитали из брошюрки, купленной в местном сувенирном: «В деревне Куракино можно пообедать в деревенском кафе с оригинальным интерьером»… Извините нас, извините. В общем, мы хотели удачно соединить естественный порыв вкусно пообедать с художественным желанием посмотреть, как делают местную керамику. Но не получилось.

Указатель и поворот на Куракино находятся ровно напротив поворота на Ферапонтово. Только Куракино направо, а Ферапонтово налево. Мы свернули. Доехали до какой-то безымянной деревни, остановились, уточнили в местном магазинчике - где Куракино. Оказалось надо ехать км 5-7 по просёлочной дороге. Погода была отличная, солнечная, настроение такое же – мы и поехали, но хватило нас не надолго. Пропилили, бултыхаясь в клубах пыли км 5, и поняли, что, видимо, это кафе открывают для посещений автобусных групп – это раз, и что оказывается, эта деревня находится гораздо дальше, чем мы предполагали, а времени у нас свободного нет – впереди длинный путь до Петрозаводска. Поэтому мы, подняв столб пыли, развернулись обратно и поехали назад на шоссе.

Обидно. Судя по буклету, мастерская потомственной гончарницы и дипломированной художницы Нины Мишинцевой – невероятно интересная. Я уже видела её чудную, стилизованную под деревенскую, керамику в кирилловском сувенирном магазине. А кроме этого, она изготавливает удивительной красоты печные изразцы – просто потрясающие не только по рисунку, но и по фигурным формам, например, пузатые столбики к русской печке-лежанке или каминам.

Что касается керамики – понятное дело, что древние русичи из чего-то ели и пили, и ясно, что и в здесь в Белозерье этот гончарный промысел, как и везде, был очень распространён и профессионален. Да, да, я употребляю именно этот термин, потому что до сих пор древние секреты изготовления глиняной посуды удивляют и озадачивают продвинутых донельзя потомков – то есть нас с вами. В Белозерье практиковалось два особых способа изготовления глиняной посуды: обварка и чернолощение. Что это такое?

Обварка - это древнейшая техника обработки обожженной глины. То есть раскалённую посуду вытаскивали из печи и сразу окунали её в обварку: картофельную или мучную болтушку, которая сразу вскипала на стенках, оставляя красивые необычные узоры-разводы-брызги.

Чернолощение – это полировка стенок посуды специальным камнем-лощилом. Но главное это то, что посуда была сильно закопчённая. То есть сначала посуду обжигали в русской печке со специальным задымлением, подбрасывая туда для копоти бересту и паклю в дёгте. Глина при этом почти насквозь пропитывалась копотью. Потом ждали пару-тройку дней, чтобы печь совсем остыла и только после этого чёрную посуду вытаскивали и отмывали от сажи. А потом лощили камнем до блеска.

Самое интересное даже не это. Потрясает просто, как эта посуда использовалась крестьянами в быту. Простыми неграмотными крестьянами в примитивном крестьянском быту – как принято считать или заставляют нас считать. Давайте выводы о «простоте и примитивности» сделаем сами.

В крестьянском доме всегда была следующая посуда: миски, блюда, латки, горшки, крынки, квашни, топники, маслёнки, квасники, кружки, чашки, корчаги, кувшины, рукомойники и масса ещё прочего.

Горшок. В нём готовили еду. Назывался «чёрной посудой» и всегда стоял в «кутнем»/рабочем углу избы напротив печки. Для каждого блюда был свой горшок – поскольку пористый черепок быстро впитывал ароматы приготовленного в нём блюда и мог испортить еду, если его перепутать с другим. Например, хозяйка всегда знала, какой горшок для щей, какой для каши, а какой для пареной брусники. При изготовлении горшка всегда рассчитывалось то, что его будут нагревать с одного боку (так устроена русская метеная печка), поэтому у горшка всегда был крутой выпуклый бок и небольшое дно. Мало того, у горшка был пол. Покупая горшок, всегда справлялись у мастера: «Горшок - мужик али баба?». Если при лёгком постукиванию по нему горшок издавал глухой звук, то считался «мужиком», если звонкий – «бабой». Считалось, что в «бабе» еда получается вкуснее.

Квашня или опарница или пирожная кринка. Важнейший предмет в доме. В ней замешивали тесто для пирогов. Квашня всегда стояла на почётном (и на тёплом) месте – на печи у трубы. Приготовлению еды древние русичи вообще придавали особый смысл, они не просто готовили, скажем, тесто, они священнодействовали. Квашня, опара – всегда имели сакральный смысл. Невесту перед венцом всегда усаживали на перевёрнутую вверх дном квашню – для здоровья и чадородия. Треснувшую опарницу склеивали тестом, а потом туго пеленали берестой, иначе считалось, что это могло принести беду кому-нибудь из домочадцев. А спасённым сосудом ещё долго пользовались в хозяйстве.

Латки. Это блюда для запекания в печке. Тоже стояли в «кутнем»/рабочем углу избы вместе с горшками. Каждая использовалась под отдельное блюдо. «Грешая» - для гречневой каши, «картофница» - для картофеля с молоком и крупой, «губница» - для грибов (губ), «кисельница» - для киселя. Кисель и студень это вообще обрядовые блюда. Овсяным киселём кормили старика Мороза, чтобы ранние весенние холода не погубили урожай. Поэтому такие особые латки всегда имели фигурное дно – отпечаток изображения рыбы или рака.

Кашники. А также топники, маслёнки и прочие мелкие криночки с носиками. Тоже стояли в «кутнем» углу. Из особых кашников кормили только что родившую женщину, а после в них готовили кашки для малышей.

Корчаги. Большие сосуды. Стояли под лавками. В них парили репу, топили сало, вымачивали бельё в щелоке из печной золы.

Корчаги-пивники. Особая роль в крестьянской жизни. Как известно все русские люди любили «мёд-пиво пить». По древнейшим традициям сусло варили сообща всей деревней в определённом месте, в определённые дни в одной общей посуде – бондарной бочке. Закладывали в неё солод (ячменный или ржаной), заливали родниковой водой, опускали щипцами раскалённые докрасна на костре камни и пели песни. Сусло варили несколько дней. А потом каждая хозяйка приносила к этому месту свою родовую корчагу, украшенную знаками-оберёгами, куда наливали немного сусла из общей бочки. А дальше уже дома пиво доводили до ума сами, добавляли сбродившее тесто, оставляли «ходить». Через сутки было готово «бабье» - сладкое пенистое пиво, а через два-три дня получали «мужское» - более крепкое.

Конечно, нам это всё это крестьянское хозяйство странно, дико, непонятно и примитивно. Вот у нас в холодильнике стоит законсервированное пиво в бутылках, кашу варим из пакетов, кастрюли закинуты на первую попавшуюся полку, что под руку попалось в том и жарим-парим-запекаем, какая квашня - пироги покупаем в супермаркетах. Это так вкусно. Так удобно. Так продвинуто.

Обварную посуду мы видели в магазине «Сувениры», о котором я писала выше, а чернолощённую в магазинчике при нашей гостинице «Русь».

Послесловие.

Вот и всё. Мы покидаем Русский Север и едем теперь на Карельский Север. Мы едем в Петрозаводск. Выехали ~ в 16 часов. Впереди 495км. До свиданья Кириллов, до свиданья Ферапонтово. Увозим с собой в сердце чудо Дионисия и отражения бело-серых облаков в Сиверском озере. Настроение у нас преотличное. Светит нежное солнышко. Дорога хорошая. Мы мчимся со скоростью больше 120 км/ч. Салон обволакивает голос Sade. Мы ещё не знаем, что впереди нас ждёт 250км немыслимо раздолбанной глиняной дороги, по которой мы будем ползти со скоростью 20км/ч. Что мы так проголодаемся, что будем поздно вечером грызть в придорожном кафе тёмные твёрдые котлеты за неимением ничего другого, что чудом впишемся на последний вечерний паром через реку Свирь, и зато в вознаграждение за наши приключения уже следующим утром мы будем, замерев, стоять перед жемчужиной Севера – ансамблем в Кижах. Но об этом дальше….

Наш сайт: www.pamsik.ru – здесь размещены другие наши рассказы и фото.

Наши контакты: pamsik@bk.ru.

При использовании наших текстов – гиперссылка на сайт и указание имя автора – НатА – обязательны.

1 комментарий

  1. Nat_A

    20.01.2009 at 17:10

    Наш сайт: http://www.pamsik.ru – здесь размещены другие наши рассказы и фото.
    Наши контакты: pamsik@bk.ru.
    При использовании наших текстов – гиперссылка на сайт и указание имя автора – НатА – обязательны.

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход

Оставьте отзыв

Отменить ответ

Популярное

Exit mobile version