Туристические отзывы
Иордания

Вифания за Иорданом

В мае 2011 года во время экскурсии по Святым местам Иордании, мне удалось побывать в Вифании за Иорданом – месте, которое в настоящее время признано наиболее вероятным местом Крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем.

В мае 2011 года во время экскурсии по Святым местам Иордании, мне удалось побывать в Вифании за Иорданом – месте, которое в настоящее время признано наиболее вероятным местом Крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем. Кроме самого места крещения мне также удалось увидеть долину реки Иордан, побывать в современной греческой православной церкви Иоанна Крестителя, а также совершить погружение в Иордан в символическом месте крещения. Затем на пути к горе Нево мне удалось посетить сувенирный магазин.

Однако, возможно, кто-нибудь мне да возразит, сказав, что основным местом современного крещения в реке Иордан является израильское место Ярденит. Оно находится южнее города Тверии, в месте вытекания реки Иордан из озера Кинерет (оно же – Тивериадское озеро или Галилейское море). Само слово «Ярденит» (реже произносят – Иорданит) является уменьшительным от слова «Иордан», то есть той самой священной реки, в которой по традиции, Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа.

Именно в это место каждый день на протяжении всего года со всех стран мира приезжают тысячи паломников для того, чтобы «обновить» свое крещение в водах реки Иордан, а некоторые для того, чтобы впервые пройти здесь этот обряд. Однако гиды и сами паломники изначально знают о том, что подлинное место крещения Иисуса Христа находится в другом месте. Ярденит не имеет прямого отношения к крещению Иисуса, кроме того, что он тоже расположен на реке Иордан. В отличие от паломников, туристы изначально могут и не знать о том, что Ярденит лишь символическое место крещения, а могут и вообще не знать, если гид не расскажет или если во время его рассказа они будут спать.

Ярденит был выбран в 1981 году в качестве символического места крещения потому, что он был единственным доступным для туристов местом в Израиле, в котором можно подойти к реке Иордан, в остальной части она находилась тогда и находится сейчас на границе с Иорданией и недоступна. Граница между государствами Израиль и Иордания проходила тогда и проходит сейчас ровно посередине реки Иордан, на границе в то время было небезопасно. Ярденит же находился севернее того места, от которого идет международная граница с Иорданией, и являлся, а значит и является безопасным местом.
Паломники и туристы, посещающие Израиль, хотели бы воспользоваться случаем и окунуться, а некоторые и окреститься либо принять «второе крещение» в священных водах Иордана. Для этих целей по решению правительства Израиля было выделено специальное место, где и был построен комплекс Ярденит. Строительство комплекса было проведено предприимчивыми израильтянами из соседних кибуцев (сельскохозяйственных общин), в частности кибуца с названием Кинерет.

Однако где же находится подлинное место крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем? До сих пор ведутся споры о том, произошло это событие на западном либо восточном берегу реки Иордан, то есть на территории современных Израиля либо Иордании.

Апостолы Матфей и Марк пишут, что Иоанн Предтеча проповедовал в пустыне Иудейской, что у Мертвого моря. К нему приходили люди из Иудеи и Иерусалима. Если разобраться, то станет ясно, что древние дороги из Иудеи, которая лежит южнее Иерусалима, и из самого святого города спускаются на восток в сторону города Иерихон, следовательно, можно сделать вывод, что крещение Господне произошло в месте, недалеко от которого река Иордан впадает в Мертвое море.
Апостол Лука тоже пишет о пустыне, а также о стране Иорданской. К тому же он называет возраст Христа на момент крещения – 30 лет (Лк. 3:23).
Только один апостол Иоанн Богослов указывает точный адрес событий – Вифавар (Вифавара) при Иордане, произносимый на иврите как Бейт-Авара. К Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин. 1:28), пришёл и Иисус с целью принять крещение.

С точным расположением Вифавара полностью было не ясно. Если с водами самого Иордана, непосредственно в которых происходило крещение Христа окончательно ясно, что событие произошло в месте впадения реки в Мертвое море, а никак не в месте вытекания реки из Галилейского моря. Насчет того же, восточный либо западный берег реки Иордан является местом крещения Иисуса ведут спор израильское место Каср аль-Яхуд и иорданское Вади аль-Харрар.
С XVI века исторической Бейт-Аварой считается место, где сейчас находится монастырь Святого Иоанна, в километре от современной Бейт-Авары, примерно в 10 км восточнее Иерихона, недалеко от места впадения Иордана в Мёртвое море. Многие израильские источники утверждают, что крещение произошло в месте, называемом Каср аль-Яхуд и находящемся в районе современного города Иерихон. Само название Каср аль-Яхуд переводится с арабского как «Иудейский дворец» или «Замок иудеев». Иногда вместо «Каср» можно встретить названия «Касер», «Касар» и «Яср». Артикль «аль» может быть написан как «эль», так как в русском языке допускаются оба произношения и написания. Вообще это определенный артикль, аналогичный английскому «the».

Некоторые израильские источники называют Каср аль-Яхуд греческим монастырем, построенным в IV веке, а затем многократно разрушаемым и восстанавливаемым. Как сказано в источниках, сейчас на этом месте находятся развалины византийского монастыря, церковь и крепость, которые строились во времена крестовых походов. Здесь мне непонятно, подразумевается ли под Каср аль-Яхуд тот самый монастырь Святого Иоанна.

Однако, в результате археологических исследований и раскопок вдоль восточного берега реки Иордан, проводящихся с 1996 года, оказалось, что наиболее вероятное место крещения находится не в местах Бейт-Авара или Каср аль-Яхуд, а неподалёку, на другом берегу Иордана, в Вади аль-Харрар. Там были обнаружены руины трёх ранних византийских базилик и, главное, квадратная мраморная плита – основа греческой колонны, часто упоминавшейся в сочинениях паломников по святым местам времён расцвета Византии как место крещения Христа. Кроме того, были обнаружены ступени, спускающиеся к воде. Исследователи считают, что именно на этих ступенях перед тем, как зайти в воду для крещения, Иисус Христос оставил свою одежду. Результаты этих исследований и раскопок считаются важнейшим открытием XX века на территории Ближнего Востока.

Современное иорданское селение Вади аль-Харрар, находящееся севернее впадения реки Иордан в Мертвое море на сегодняшний день считается наиболее вероятным местом крещения Иисуса Христа Иоанном Предтечей. Дополнительная сложность в определении места крещения состояла в том, что название Вади аль-Харрар (араб. «Вади» – высохшее русло; «Харрар» – гремящее; «аль» – определенный артикль) носило несколько палестинских посёлков.
На сегодняшний день почти нет сомнения, что Вади аль-Харрар – это тот самый «Вифавар при Иордане» (Ин. 1:28), где и был крещен Иисус Христос. Другая традиция именует это же место «Вифания за Иорданом» с четким указанием на восточный берег, так как «за» несомненно, означает «на другом от Иерусалима (берегу Иордана)». Это уточнение фактически присутствует в евангельском повествовании святого Иоанна Богослова: «И пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн» (Ин. 10:40).

Название «Вифавар» происходит от «Бет Абара», что в переводе с древнееврейского языка означает «дом на переправе». «Вифания» может быть производным от ивритского «Бет Анния» («дом лодки»). Скорее всего, так могли назвать поселок рыбаков, в известной близости от которого проповедовал, совершая крещение, святой Иоанн Предтеча. Существует ещё один вариант происхождения названия «Вифания» от древнееврейского «Бет Айнон, Бет Айнаим» («дом источника»). Современное название Вифании – «Аль-Махтас», что в переводе с арабского языка означает «место Крещения».

Если перечислять все названия места Крещения, то они будут следующие:
• Вади аль-Харрар (возможно написание артикля «эль», возможно написание без артикля, хотя для арабского языка это существенная ошибка; возможно написание «Харар» с одной буквой «р»);
• Вифавар или Вифавара (Бейт-Авара) при Иордане, по-видимому, западный вариант, для нашего слуха не очень благозвучный;
• Вифания за Иорданом, именно это название наиболее употребляется в православной традиции, оно наиболее приятно для нашего слуха, и взято мной для названия рассказа;
• Бетани, по-видимому тоже западный вариант, как и Вифавар;
• Аль-Махтас (араб. «место Крещения»).

Во время экскурсии по Святым местам Иордании мне также удалось побывать в иорданском городе Мадабе. На полу церкви Святого Георгия в Мадабе находится мозаичная карта VI века, на которой место Крещения названо «Айнон, который ныне Сафсафас». Как мне удалось узнать, «Сафсафас» в переводе с арамейского языка означает «ива». И сегодня ива самое распространенное растение в этой местности.

Интересно, что место крещения на этой же мозаичной карте изображено с западного берега реки Иордан, то есть со стороны Иерусалима. Возникает законный вопрос: все-таки Крещение произошло на западном берегу реки Иордан, то есть на территории современного Израиля (Палестинской автономии)? Ответом здесь будет: да в те времена это был западный, а на сегодняшний день это восточный берег реки Иордан, то есть территория современной Иордании.
Дело в том, что за прошедшее время Иордан неоднократно менял свое русло. В результате частых землетрясений русло реки даже становилось безводным на некоторое время. Землетрясения были не только причиной сдвига земной коры и осушения Иордана, но и причиной больших разрушений окрестных городов, в том числе и Аммана, столицы Иордании. Данные случаи были документально зафиксированы. В древности, во время очередного землетрясения, река Иордан поменяла своё русло, отступив от недавно обнаруженных руин базилики так далеко, что сегодня необходимо пройти несколько сотен метров, чтобы приблизиться к берегу реки. Только мраморные ступени, когда-то спускавшиеся к реке, и сам баптистерий напоминают о том, что здесь когда-то плескались воды священной реки.

Вот это самое наиболее предполагаемое место крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем мне удалось посетить в мае 2011 года во время экскурсия по Святым местам Иордании. Мне удалось увидеть само место Крещения и остатки древнейших христианских храмов. Однако спуск к самому месту для туристов и простых паломников запрещен. Хотя для наших лидеров – Владимира Путина и Дмитрия Медведева было сделано исключение. Причем, как писалось в прессе, внизу у Медведева отказало что-то из аппаратуры: то ли съемочная, то ли сотовый телефон.

Затем мы подошли к греческой православной церкви Иоанна Крестителя. Мне удалось побывать снаружи и внутри церкви. Внешне это красивое современное строение, а внутри неё – в соответствии с традициями православия.
После посещения церкви Иоанна Крестителя мы подошли к специально устроенному месту для паломников и туристов. Там мне удалось погрузиться в воды священной реки Иордан.

И я даже особо не подумал, что в нескольких метрах – территория другого государства – Палестинской автономии под контролем Израиля. Хотя граница между государствами Израиль и Иордания проходит ровно посередине реки Иордан, и мы находились как раз на границе, пограничников не было видно ни на одном берегу.

Если со стороны Иордании к месту Крещения и к месту погружения паломников можно попасть на протяжении года беспрепятственно в любой день, то со стороны Израиля существовали раньше и, по-видимому, существуют сейчас ограничения. Причина этого, как уже было сказано выше, одна – граница. К тому же на западном берегу находится не сам Израиль, а подконтрольная ему палестинская территория, значит, имеется вероятность терактов со стороны палестинских боевиков.

С западной стороны попасть к месту погружения паломников раньше можно было только под усиленной охраной Армии обороны Израиля и только два раза в году – в Великий Вторник на Страстной Седмице и в Крещенский сочельник, накануне праздника Богоявления. Как сейчас обстоит дело, точно не скажу, но читал, что планируется открыть Каср аль-Яхуд для свободного посещения паломников и туристов. Повторюсь еще раз, что я сам не видел пограничников ни на одном берегу.
Вода в реке Иордан мутная, зеленого цвета, что видно на фотографиях. Но цвет воды имеет естественное происхождение из-за находящихся в реке ила и глины. В литературе сказано, что если набрать бутылку воды утром-днем, то к вечеру все примеси осядут на дно, а вода станет прозрачной. Конечно, я набрал поллитровую бутылку воды из священной реки, и действительно к вечеру все примеси осели на дно.

После посещения символического места погружения для паломников мы вернулись к стоянке и поехали в сувенирный магазин. Он находится минутах в пяти от транспортной стоянки. В магазине был большой выбор церковных принадлежностей и, конечно же, многочисленных сувениров.

После посещения магазина мы поехали на гору Нево. Также в рамках экскурсии нас ожидал город Мадаба. После посещения Святых мест планировалось посещение горячих источников Майн.

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход

Оставьте отзыв

Отменить ответ

Популярное

Exit mobile version