Туристические отзывы
Греция

Семь дней на Пелопоннесе

В Грецию хотелось съездить еще с детства. Как сейчас помню картинку из учебника истории за 5-й класс с изображением Парфенона. И потому, когда встал вопрос, куда податься на недельку, ответ был готов ...

В Грецию хотелось съездить еще с детства. Как сейчас помню картинку из учебника истории за 5-й класс с изображением Парфенона. И потому, когда встал вопрос, куда податься на недельку, ответ был готов заранее. В турфирме забронировали недорогие апартаменты в поселке Толо на берегу Эгейского моря (35 евро в сутки за номер). Там же договорились о прокате автомобиля (38 евро в сутки) – чтобы не зависеть от расписания общественного транспорта. За одну поездку охватить всю Грецию невозможно – решили сосредоточиться на полуострове Пелопоннес и под конец тура заскочить в Афины. Сразу скажу, что, несмотря на суперинтенсивный отдых (дальние поездки были каждый день), посмотреть удалось примерно третью часть древней Мореи – так западноевропейцы называли Пелопоннес в Средние века.

Медведи в Варшаве!
Еще осенью прошлого года добраться из Калининграда до Греции было гораздо проще, чем сейчас, – из «Храброво» три раза в неделю летал самолет прямиком до Афин. Билет в оба конца стоил около 8 тысяч. Но рейс отменили еще до нового года.
- Там летали обычно пять греков с шубами, - пояснили в калининградской турфирме, где мы бронировали номера. - Ради них цельный «Боинг» гонять что ли? Нерентабельно.
Таким образом пришлось нам искать обходные пути. Самый недорогой такой путь - через Варшаву. И обслуживает его польская авиакомпания «LOT». Самый дешевый билет туда и обратно – около 14 тысяч рублей. Плюс в том, что из Калининграда багаж идет транзитом прямиком до Афин, минус – долго ждать рейса до Афин в Варшаве (около семи часов). Впрочем, аэропорт имени Шопена находится в получасе езды на автобусе от Старой Варшавы, а потому время ожидания можно скоротать прогулкой по центру польской столицы.
Так мы и сделали. В 14 с копейками вылетели из «Храброво», в 14 с копейками (уже по среднеевропейскому времени) были в Варшаве, а еще через час неторопливой походкой приближались к колонне Сигизмунда и Замковой площади. Тут нам повезло. Под колонной выстроились разноцветные пластиковые мишки двухметровой высоты. Проходил какой-то конкурс под эгидой то ли ЮНЕСКО, то ли ЮНИСЕФ: каждая страна представила здесь медведя, разрисованного в духе национальных традиций. Например, мавританский косолапый стоял в классическом берберском тюрбане, австрийский – в аккуратном костюмчике тирольского пастушка. Мы бросились, конечно, искать русского Михалыча – в косоворотке и лаптях. Через пару минут нашли. Только народными мотивами здесь и не пахло. Медведь был расписан стремительной кистью Василия Кандинского или кого-то из его последователей. От изумления я чуть не подавился мороженым – вот тебе и русские традиции! Однако полякам, надо сказать, нравился наш Миша. Из желающих сфотографироваться рядом с ним образовалась целая очередь. Мы заняли место в конце и вскоре получили на память снимок в обнимку с, пожалуй, самым авангардным медведем на свете. После этого был отвратительный суп журек и еще более отвратительные фляки в одном из кафе возле площади Сигизмунда (поразительно, как могут поляки испортить традиционные польские блюда?!), а потому мы покидали Варшаву безо всякого сожаления. В животе у меня, простите за подробность, было несколько тревожно, но я выдержал испытание, и в 22.40, точно по расписанию, аэробус взял курс на Афины. В начале первого (уже по афинскому времени, которое, что приятно, совпадает с калининградским) мы катились по взлетно-посадочной полосе аэропорта «Элифтериос Венизелос», названного в честь премьер-министра Греции. Впереди была нелегкая ночь в аэропорту – сотрудник агентства по аренде автомобилей должен был приехать только в шесть утра.

Подвох с автомобилем
Бессонная ночь – это приличный стресс. К шести утра у меня слипались глаза и было как-то не по себе от ночной духоты: температура в Афинах - около 30 по Цельсию. А утром надо садиться за руль… Повезло, что моей жене удалось немного подремать на скамейке. А потому было решено, что за руль вначале сядет она – как чуть-чуть отдохнувшая.
- Хелло! Май нэйм Кирош. Ки-рош! – смуглый черноволосый грек, специализирующийся на аренде авто, прибыл точно вовремя.
За пять минут заполнили договор об аренде, и Кирош повел нас к забронированному еще в Калининграде «Фиату». Идти пришлось недалеко – машина была припаркована рядом с зоной прилета аэропорта. Это было хорошо. А плохо было то, что машина оказалась, во-первых, не «Фиатом», а маленькой «реношкой», во-вторых, без кондиционера – это при 35 градусной греческой жаре! – а в-третьих, автомобиль был оборудован механической коробкой передач. Причем, бронируя авто, мы несколько раз подчеркнули – нужен автомат и нужен кондиционер. Об этой неувязке тут же было сообщено Кирошу. Он долго не понимал мой изуверский псевдоанглийский язык, обильно сдобренный возмущенными жестами. Потом понял:
- О''кей! Есть такая машина, но она будет стоить дороже, потому что выше классом. Поехали!
Вот те на! 38 евро в сутки, оказывается, стоит карапуз на колесах без климат-контроля! Во сколько же влетит автомобиль поприличнее? Ладно, поехали. Сделав несколько кругов вокруг аэропорта, мы прибыли на паркинг, где Кирош нам продемонстрировал вполне себе ничегошный «Хюндай Аксент» выпуска начала 2000-х годов. Любимую машину писателя Евгения Гришковца. Томика последнего романа знаменитого калининградца там не обнаружилось, зато с остальным – полный порядок: и автомат, и климат-контроль, и встроенная магнитола. «Хюндай» в общем нам понравился, и я с горечью потянулся к бумажнику, чтобы доплатить…
- О нет! – вскинул руки Кирош. – Потом. Главное – вот это.
И он ткнул в договор, где в одном из пунктов стояли загадочные цифры: 8/14.
- Что это? – недоуменно спросил я.
Кирош ответил что-то совершенно непонятное. Уточнить из-за скудости речи и скудости понимания я не смог. Ну да ладно. Мы доехали до автозаправки «Шелл» - бак «Хюндая» был практически пуст (кстати, 95-й бензин, которым мы заправлялись, в Греции, как и в некоторых других странах Евросоюза, называется Unleaded – имейте это в виду). Кирош нарисовал примерный маршрут следования по национальному автобану из афинского аэропорта до Коринфа (город на севере Пелопоннеса), а затем и до места нашего проживания - поселка Толо в окрестностях первой столицы независимой Греции города Нафплио. Жирным шрифтом Кирош написал, на какие указатели нам ориентироваться, а на какие не обращать внимание.
- Вначале держитесь надписи «Элевсина», потом – «Коринф», потом – «Аргос», - заявил Кирош. – И не забудьте про 8/14.
- Опять 8/14? Что это?
Но Кирош только засмеялся, пожал мне руку, сел в «Рено» и был таков. А мы, заправившись по цене 1,2 евро за литр, помчались по направлению к Элевсине. Путешествие началось.

Номер с широкой кроватью
Национальный автобан был похож на стремительный горный поток. Греки на своих малолитражках носятся по нему со скоростью 140 – 150 километров в час (при ограничении в 120). Моя супруга выжимала скромную сотку – любимый автомобиль Гришковца, как выяснилось, слабенько набирает скорость – а я, сверял путь с картой и дорожными указателями.
- Ага, Элевсина! Нам – прямо. Направо – Фессалоники. Едем?
- Нет, нам на Элевсину.
- Налево Мегары. Едем?
- Нет, нам на Элевсину.
- Элевсину уже проехали!
- А черт! Но едем прямо. Впереди – Коринф.
По касательной проехав через окраины Афин, примерно через полтора часа мы пересекли Истмийский перешеек и вступили на землю Пелопоннеса. Справа возвышалась впечатляющая громада Акрокоринфа – крепости на горе, когда-то защищавшей весь Пелопоннес от нашествий разного рода захватчиков. Я не удержался и начал снимать видео, сдабривая ролик крепенькими выражениями восторга. Вскоре свернули с автобана и поехали по более привычной дороге. Впрочем, греки и здесь, невзирая на постоянно встречающиеся предупреждения о том, что на шоссе стоят видеокамеры, гнали 140. Еще через полтора часа мы въезжали в Толо, а еще через 10 минут поднимались по ступенькам отеля «Блю Скай Студиос». Несмотря на британское название отеля, его хозяйка лет шестидесяти отроду не понимала по-английски ни слова. Я сунул ей в руки ваучер. Она кивнула:
- Калимера! (по-гречески это значит «добрый день»).
И повела в номер, который оказался на удивление приличным (после случая с автомобилем нас обуревали сомнения). Конечно, не 5 звезд, но все необходимое было в наличии: широкая кровать, диван, журнальный столик, телевизор, душ, кухонный уголок и, конечно, просторная терраса – чтобы вечерами потягивать очаровательное домашнее винцо по 2 евро за пол-литра (это в тавернах, в супермаркетах литр аналогичного вина стоит евро). Даже бассейн журчал под окнами…
Но что такое бассейн! Бросив вещи, мы отправились к морю – метров 100 от отеля. Искупались. Вода не то, чтобы парное молоко, но щиколотки не сводило – примерно градуса 23. Я плыл от берега и пытался разглядеть крохотный белый монастырь на высоком острове, расположенном прямо напротив пляжа. Вид, словом, восхитительный. Потом была греческая таверна возле пляжа. Классическая греческая мусака (баклажаны с фаршем) за 5 евро порция и официант, который долго выяснял, понравилась ли нам пища их повара. Мы, конечно, ответили, что понравилась, хотя честно скажу, что это был наш самый неудачный обед в Греции.
- Как вас зовут? – напоследок спросил официант.
- Я – Алексей, а это моя жена – Елена, - ответил я, ожидая, что и официант сейчас представится каким-нибудь классическим греческим именем.
- А меня зовут Джон, - сказал официант.
- Вы грек? – уточнил я.
- Разумеется.
Бессонная ночь дала о себе знать – после мусаки мы легли спать и провалялись в номере часа четыре. Но усилием воли я заставил себя подняться: нужно было спешить, чтобы за семь дней получить о Пелопоннесе как можно более полное представление. Вышел во двор, завел «Хюндай», прокатился по двору. Машина мне показалась слишком легкой и какой-то пластмассовой. Прямо как романы Гришковца. Как «Рубашка», которую я читал не так давно. «Только не подведи, Женя!» - мысленно обратился я к четырехколесному другу, памятуя о крутых горных серпантинах, по которым придется ездить в Пелопоннесе. «Женя» пока не знал, что ему предстоит, а потому работал, как часы.

Бампер в бампер
Если бы боги-олимпийцы дожили до наших дней, то за автомобильное движение в греческих городах отвечал точно бы Хаос. Сказать, что движение там плохо организовано, ничего не сказать. Калининград на фоне Аргоса, Коринфа, Нафплио или Спарты выглядит городом высокой автомобильной культуры и четкой организации движения. Даже в Афинах светофоры встретишь далеко не на каждом перекрестке, в мелких же городах отыскать их очень непросто. Хотя даже в маленьких населенных пунктах интенсивность движения очень приличная, машин очень много: такое чувство, что каждый грек имеет или малолитражку, или мотоцикл, или на худой конец скутер.
Не утруждают себя потомки древних эллинов и знаками «Главная дорога» или «Уступи дорогу». Водители договариваются, кому ехать первым, по какому-то наитию. Зато со знаком «кирпич» все в порядке. Мы в этом убедились, когда приехали на арендованном «Хюндае» в 30-тысячный Аргос – столицу нома (области) Арголида. Представляете – развилка двух дорог, «кирпич» стоит явно ближе к левому ответвлению. Я, разумеется, еду вправо. И через несколько секунд вижу, как на меня, бешено гудя клаксонами, катится вал автомобилей – еду, получается, по встречке. Развернуться - никак: дорога настолько узка, что рядом может проехать разве что велосипедист. Сопровождаемый диким воем клаксонов и улюлюканием жителей Аргоса я даю задний ход и снова выезжаю на злополучный перекресток. В результате вернулись к окраинам Аргоса, оставили автомобиль и пошли гулять пешком. Кстати, в центре любого греческого города припарковаться очень проблематично – как правило, все улочки заставлены машинами бампер в бампер.

Памятники и сувениры
Аргос – некогда самый величественный город Пелопоннеса - мне не понравился. А супруга вообще назвала его «кошмарным городком»: интенсивное движение, шумно и довольно грязно. Был вечер, начинало стремительно темнеть, а мы сбились с ног в поисках руин древнего города. Нашли после полуторачасового пешего марша. Территория раскопок была огорожена забором и, естественно, в это время вход был закрыт – пришлось на руины античного театра смотреть сквозь решетку. Надо сказать, что практически все греческие музеи или места, где когда-то находились города, как и некоторые крепости, закрываются ровно в 15 часов. Не зная об этом, мы многое упустили. Не удалось пробраться внутрь Микен (мы приехали в этот знаменитый город древности около четырех пополудни), хотя я долго и отчаянно пытался проникнуть в город сквозь небольшой каньон. Не удалось побродить среди развалин Акрокоринфа. Да и в Афинский акрополь не успели, поэтому знаменитый Парфенон видели только издали.
Зато вдоволь нагулялись по Монемвазии – средневековому городу, построенному на скале. Бродя по узким улочкам, так и ждешь, что сверху выльется ушат помоев или из-за поворота выскочит свирепый убийца в капюшоне и с кинжалом. Поднялись в венецианскую крепость Паламиди, построенную в XVIII веке возле Нафплио. Побродили по развалинам древнего Коринфа – в музее большое количество замечательных скульптур, которые до этого я видел только на фотографиях… А возле замка Ларисса, который возвышается над Аргосом, мне повстречались две милые черепашки, которых я заставил немного попозировать. Они, надо сказать, не возражали. С достопримечательностями на Пелопоннесе, словом, полный порядок: каждые 5 километров натыкаешься на руины какого-нибудь древнего города. И на руинах, между прочим, можно найти много интересного. Например, когда я лазал в окрестностях Микен, случайно наткнулся на горлышко древней амфоры, а в Коринфе удалось найти кусочек мрамора – не исключено, что частичку знаменитого храма Аполлона. Впрочем, если вы хотите приобрести на память что-нибудь более существенное, то наверняка останетесь довольны сувенирами, которые предлагают в Греции. Цены на керамику ручной работы, бронзовые статуэтки или шлемы, магнитики и открытки – самые разнообразные: от евро и выше. Хорошая ваза, к примеру, обойдется в 30 – 50 евро. А закупаться сувениркой лучше всего в Монастираки – одном из центральных районов Афин. Здесь огромный выбор и можно наткнуться на существенные скидки.

Полет в Космас
Объехав в первые дни тура ближайшие окрестности Толо (приморский поселок, в котором мы жили), мы решили отправиться в дальнее двухдневное путешествие на юго-восток Пелопоннеса. Именно здесь, в номе Лаконика, находится Мистра, Монемвазия, древняя Спарта и еще очень много всего интересного. Пересекли горный хребет Парнон – «Хюндай» проявил себя молодцом - и часа через 3 оказались на равнинах Лаконики. От Спарты, честно говоря, я ожидал большего. Ничего по-настоящему впечатляющего мы в этом вполне себе современном городке не нашли – разве что памятник царю Леониду да мандарины, растущие в городском саду. Можно их срывать с веток и кушать, как яблоки. Правда, цитрусы оказались на редкость кислыми. Зато замок Мистра, который находится в 5 километрах от Спарты, - настоящая жемчужина Пелопоннеса. Одни средневековые фрески в храме Святой Софии чего стоят! Мистру построили франки после 4-го Крестового похода, затем замок был захвачен византийцами, а в середине XV века здесь обосновались турки-османы.
Из Мистры мы устремились в Гифио – колоритный городок на берегу залива. Колорит ему придают здания в неоклассическом стиле, построенные в конце XIX – начале XX века. Правда, состояние зданий оставляет желать лучшего. Ремонта многие из них не видели лет 100. Мы долго искали в Гифио ночлег – многочисленные виллы, расположенные в приморской зоне, были мертвенно тихими, как будто необитаемыми. Наконец, в одну из вилл удалось достучаться. Дверь открыл ребенок, за ним показалась темноволосая гречанка со звучным именем Попита. Заказали у нее номер с видом на море за 38 евро в сутки и поехали осматривать окрестности Гифио. Здесь – по дороге в Ареополи – находятся два замка: Пассава и Келефа. В первый мы не попали (автомобильной дороги, ведущую на заросшую лесом замковую гору, не нашли, а подниматься пешком было уже поздно), зато второй осмотрели самым внимательным образом. Даже послушали пастушеские рожки – в окрестностях замка пасли овец. Встреченный на безлюдной дороге к замку старичок с костылем поприветствовал нас так, что чуть не разбил костылем лобовой стекло. В Греции, кстати, очень радушный народ и в сельской местности принято здороваться с незнакомыми людьми. Вот мы и поздоровались с дедушкой…
На следующее утро двинулись в сторону Монемвазии, после обеда – в обратный путь: уже по другой дороге. Она оказалась самым настоящим горным серпантином с поворотами в 180 градусов. Мы ехали со скоростью примерно 30 километров в час, наслаждаясь открывающимися с разных сторон горными пейзажами. Взобрались на очередную вершину и оказались в очень живописном горном поселке под названием Космас. Не остановиться здесь было решительно невозможно. Мы синхронно вышли из авто и сделали по глубокому глотку воздуха, насыщенного запахом хвои и горных трав. А потом случилось страшное. Нет, мы не упали со скалы, просто «Хюндай» напрочь отказывался заводиться. Причем без видимой для этого причины. «Уж не в 8/14 здесь дело?» - вспомнил я таинственное предупреждение Кироша, сотрудника фирмы по аренде автомобилей. Простояли в полной растерянности полчаса, собираясь уже искать ночлег в Космасе. Но неожиданно нас самым мистическим образом спас колокольный звон в главной церкви Космаса. «Хюндай», словно услышал звон колоколов, - завелся. И мы снова двинулись по серпантинам, теперь уже без остановок, стараясь успеть проехать опасную доргу до темноты. Не успели. Остаток серпантина карабкались по скалам в полной темноте. Изредка нас обгоняли греки, которые даже на таких крутых дорогах разгоняются до 100 километров в час.

Подземные толчки
…Последний день в Греции. Два часа дня. Мы стоим возле афинского аэропорта, ждем Кироша, который должен у нас принять машину. Грек появился вовремя. Улыбаясь осмотрел авто, свежих вмятин не нашел:
- Отлично!
- Что же такое 8/14? – спросил я.
Кирош что-то стал торопливо объяснять и из его речи, к сожалению, я ничего не понял. Но цифры 8/14 к деньгам отношения не имеют, потому что доплачивать за машину мы не стали. Кирош денег не попросил, а мы не настаивали. Кстати, в предпоследний день, когда мы лежали на пляже в Нафплио, я почувствал маленькие подземные толчки. Еле заметные. Сложил пирамидку из камушков и - через секунду она рухнула. На этом все закончилось. А продолжилось через день – в Патрах, на западе Пелопоннеса, куда мы в этот раз не доехали. Мы были уже дома, а на Пелопоннесе в это время рушились дома. Как не крути, а сейсмическая зона все-таки!
ФОТО МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ: http://users.livejournal.com/_gothy_/49278.html#cutid1 И ЗДЕСЬ:

http://users.livejournal.com/_gothy_/48720.html

1 комментарий

  1. Restless

    30.07.2008 at 21:00

    Goth, какие вы с женой молодцы! завидую 🙂 потому что это моя мечта - посмотреть Грецию, разъезжая на машине. только так можно ни от чего не зависить. я по Греции передвигалась на общественном транспорте, а в этом есть свои минусы. а тут свобода! и это прекрасно 🙂 решено, иду учиться на права )) спасибо за отзыв!

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход

Оставьте отзыв

Отменить ответ

Популярное

Exit mobile version