Туристические отзывы
ФинляндияШвеция

Путешествие по маршруту Москва - Питер - Хельсинки - Стокгольм, далее в обратном порядке

Сегодня я расскажу вам о том, как мы с женой (пусть на тот момент еще не официальной) побывали турне по Скандинавии (Москва – Питер – Хельсинки – Стокгольм, далее в обратном порядке). Эх, длинный получился отчетец, поэтому я разграничил его по датам с указанием соответствующих городов, чтобы каждый мог выборочно прочитать то, что ему интересно.

Плюсы:
- некоторая возможность выбора уровня комфорта на любой вкус и кошелек (класс вагона в поезде и каюты на пароме, наличие завтраков/ужинов, а также по желанию – одноместный номер в отеле);
- хорошие водители – нет ощущения, что дрова везут;
- очень достойный отель в Финляндии;
- богатый выбор вкусной еды на шведском столе как в гостинице, так и на пароме;
- роскошный и довольно веселый предновогодний ужин на пароме и завтрак с шампанским (это можно расценивать как двойной, если не тройной, плюс);
- как в Финляндии, так и в Швеции все местное население в той или иной степени владеет английским языком, а в некоторых местах (отелях, приграничных магазинах, некоторых музеях) говорят даже по-русски.

Минусы:
- не очень комфортный автобус (см. ниже), хотя и типа современный;
- очереди в кафе, магазины и сортиры во время санитарных остановок автобуса;
- ощутимая качка на пароме – для тех, кто страдает кинетозом (укачиванием), драмина может не помочь;
- очень скудные меню в финских ресторанах при высоких ценах; цены там высоки и в магазинах.

Приветствую всех уважаемых любителей туризма.
Сегодня я расскажу вам о том, как мы с женой (пусть на тот момент еще не официальной) побывали турне по Скандинавии (Москва – Питер – Хельсинки – Стокгольм, далее в обратном порядке). Эх, длинный получился отчетец, поэтому я разграничил его по датам с указанием соответствующих городов, чтобы каждый мог выборочно прочитать то, что ему интересно.

Итак, 29.12.08, Москва.
Прибыли мы на Ленинградский вокзал за час до отправления поезда, где встретились с гидом, который вручил нам всю нужную документацию, а также дал необходимый инструктаж.

30.12.08, Питер – Хельсинки
До Питера доехали без особых проблем ровно в 5:00 утра, там на привокзальной площади нас уже ждал автобус. Пришлось еще ждать гида, который ехал другим поездом – прибывающим через 20 минут после нашего. Затем еще долго выруливали на дорогу, так как, несмотря на довольно ранний час, дорога рядом с вокзалом была забита пробками. Впрочем, на других дорогах пробок не было, что лично меня порадовало.
Про автобус могу сказать, что он вроде бы и современный, т.е. там есть и телевизоры, и кофеварка (только кофе или чай надо заказывать водиле, он нальет, а то в одной из предыдущих поездок один турист, не то криворукий, не то под мухой размером со слона, на хрен поломал ему там всю систему, так что водиле теперь стремно подпускать туристов к кофеварке) и даже сортир (правда, пользоваться им можно лишь в экстренных случаях, иначе, по словам водителя, потом придется все это нюхать; кстати, на обратном пути мы в этом убедились), однако очень комфортным этот автобус я бы не назвал: сиденья расположены довольно плотно, и колени упираются во впереди стоящее сиденье (и сидящий на нем это отлично чувствует), причем, даже если спинка не откинута.

Можно, правда, сдвинуть сиденье рядом с проходом в сторону этого самого прохода, однако это несколько затрудняет передвижение по салону: пройти можно только боком, да и то лишь в случае отсутствия так называемой «зеркальной болезни», возникающей в результате неумеренного употребления пива, а также большого количества калорийной пищи.
По дороге гид нам рассказывал про Питер, а также про некоторые его пригороды. Потом, когда мы выехали из Питера и началась «дикая» природа, рассказывать стало вроде больше не о чем, поэтому гид предложил всем немного поспать, чем, впрочем, подавляющее большинство уже давно занималось, т.к. у народа был сильный недосып, у некоторых к тому же усугубленный бодуном различной степени тяжести. Часа через 3 доехали до первого пограничного шлагбаума, где уже стояла очередь из туристических автобусов (наш был где-то 10-ым).

Минут 30-40 ждали, пока пройдут впереди стоящие автобусы, затем дошла очередь и до нашего. В салон вошла пограничница и проверила у всех наличие в паспорте финской визы. Еще минут через 20 мы прибыли на российскую таможню. Там автобусов в очереди стояло еще больше, поэтому гид предложил всем пройтись по близлежащим магазинчикам, внутри одного из которых располагался и сортир, однако очередь туда была как в мавзолей (для тех, кто помнит). Впрочем, некоторые, кто не особо требователен к комфорту и цивилизации, просто отходили куда-нибудь за угол или за камни...
Наконец подошла очередь нашего автобуса въезжать на территорию терминала. Все, естественно, обрадовались, однако нас ждала хорошо известная розовая птица. Да-да, обломинго она называется. Так что еще пришлось ждать какое-то время. Наконец всех запустили внутрь таможенного терминала на паспортный контроль, где также имеются сортиры, очередь в которые является их неотъемлемой частью, причем не только в «жо», но и в «мэ».

Нет, ну а разве может быть иначе, когда там всего две кабинки? Нет, не по 2 на каждый – их всего 2: одна «мэ» и одна «жо». Внутри терминала ждали часа где-то пол, пока пройдет предыдущая группа, потом прошли и мы. Кстати, на противоположной стороне терминала тоже имеется такой же, двухкабиночный нужник. А пока мы проходили паспортный контроль, погранцы шмонали автобус. Ну так, скорее чисто формально. При посадке в автобус рядом с дверью стоял погранец и проверял у всех пассажиров наличие штампика о прохождении контроля в паспорте.
Еще минут через 20 мы подъехали еще к одному пограничному посту, где в салон опять вошла пограничница и проверила у всех наличие того же самого штампика. Еще минут через 10 мы переехали пограничную полосу и оказались собственно в Финляндии (там мы перевели стрелки на час назад), а еще примерно через столько же приехали на финский таможенный терминал и, постояв в некоторое время в автобусной очереди, прошли паспортный контроль, на что потратили уже не так много времени. На выходе с терминала стояла собака с финскими погранцами. Видать, ввоз наркоты туда совсем не приветствуется.

После этого мы заехали на заправку, рядом с которой был магазин с кусачими ценами, как, впрочем, и по всей Финляндии. Дорого там всё. Например, пол-литровая банка пива – от 3,5 еврея. Сортир в магазе также имелся. Надеюсь, про очередь все и так догадались? Не менее мавзолейная очередь была и в кафе макдачного типа, расположенное там же. Гид отвел нам полчаса на посещение этого магазина и всех остальных заведений, однако лишь немногие сумели уложиться в отведенное время. Думаю, понятно почему. Наконец вся группа все же собралась, и мы вновь тронулись в путь. Ехали долго, часа 3, наверное. Гид все это время рассказывал нам про Скандинавские страны, их историю, в основном про Финляндию.

Часов в 18 по местному времени (-1 час по сравнению с московским) мы подъехали к нашему отелю Holiday Inn в Хельсинки и заселились, причем заселение заняло довольно мало времени: буквально минут через 5 после приезда гид всем роздал ключи от номеров – электронные карточки. Да, еще в автобусе гид спросил, желает ли кто-нибудь съездить в аквапарк. Желающих набралось достаточно (для этого нужно не менее 25 челов, иначе просто невыгодно). Стоило это удовольствие, по-моему, не то 16, не то 20 евреев с носа. В основном туда отправились компании с детьми. Мы не поехали, т.к., во-первых, были довольно уставшие после автобуса, а во-вторых, хотели самостоятельно прогуляться по городу и зайти в какое-нибудь местное кафе или бар.
Отельчик нам, надо сказать, очень понравился.

Я бы сказал, вполне тянет на 4*. Кстати, такое понятие как «звездность» в скандинавских отелях, по словам гида, отсутствует: чужды им всякие понты и прочий метеоризм (это звездная болезнь такая; господа медики, идите в сад со своими нравоучениями: я прекрасно знаю медицинское значение этого слова). В номере есть ЖК-телевизор с пультом, который используют также как будильник – в запрограммированное работниками гостиницы время, он включается, и на экране появляется сообщение типа «Вставайте, граф, вас ждут великие дела» (для любителей истории: такой фразой заставлял своего слугу будить себя Анри Сен-Симон – жил такой социалист-утопист в XVIII веке), сундук с кодовым замком и мини-бар, который почему-то был закрыт на замок.

Гид же нам говорил, что иногда работники гостиницы, наоборот, что-то достают из бара и ставят на стол, а туристы думают, что это им на халяву, и ведутся. Так что, говорит, имейте в виду, что все это за деньги. Зато в одном из шкафчиков на полке лежали пакетики с чаем, растворимым кофе, сахаром и пр. – это все уже бесплатно. Порадовало постельное белье – ослепительно белое и из мягкой, приятной на ощупь ткани. Правда, и сам матрас был ну очень мягким – это уже на любителей, да и то только таких, которые используют кровать лишь для сна. Также в шкафу была гладильная доска с маленьким утюжком.
Санузел оснащен финской же сантехникой, приличное качество которой и так всем известно, вместо ванной – душевая кабина, внутри которой на стене прикреплены пластмассовые флаконы: один с шампунем, другой с гелем для душа. Еще один флакон с жидким мылом прикреплен рядом с раковиной. Был там еще и фен, пусть и не самый современный.
Есть в отеле также сауна, причем бесплатная. Можно заказать и частную сауну, правда, это уже будет стоить денег, а делать это надо заранее – накануне.
Немного отдохнув от дороги, мы отправились гулять по ночному Хельсинки. «Ночному» - это я условно, т.к. было уже темно (времени было часов 19 – 20). Порадовало, что народу на улице было очень мало. Прямо как будто в городе никто и не живет. Впрочем, примерно так и должно быть при населении Хельсинки в 2 млн. человек (а население всей Финляндии составляет около 5 млн. человек). Зашли в местный супермаркет через дорогу напротив гостиницы, еще раз подивились на не самые демократичные цены, так ничего в итоге и не купив.

Нет, жаба нас вовсе не душила, просто ничего особенного нам там было не нужно, скорее зашли туда просто людей посмотреть, себя показать ну и погреться, конечно. Еще там все названия на ценниках только на финском языке, что очень непривычно. Радует хоть то, что на некоторых упаковках все же встречались надписи на понятных мне языках (например, на французском или испанском). Затем мы решили спуститься в метро, чтобы поехать в центр, где расположен также вокзал. Турникетов в метро никаких нет, есть только какие-то считывающие устройства при эскалаторе, куда нужно подносить билет, купленный заранее.

Мы же этой системы не знали, поэтому решили просто проехать зайцем – по старой московской привычке. Кстати, как потом нам сказали другие отдыхающие, туристам там можно спокойно ездить зайцем: местные контролеры туристов не штрафуют. А так штраф за безбилетный проезд, по-моему, составляет 50 евреев. Разовый же билет, кажись, стоит 2 еврея и действует 1 час 5 минут с момента первого прохода, причем в любом виде транспорта. Многие покупают проездные билеты на несколько поездок, есть еще и какие-то специальные туристические билеты… Но нам в эти тонкости как-то в лом было вникать, если честно, в конце концов, финская экономика от этого не сильно обеднеет.

Тем более мы там видели, как многие проходили на эскалатор, ничего не поднеся к считывающим устройствам. Может, у них были проездные? ХЗ, как говорится. В общем, мы расценили поездку туда-обратно как туристическую скидку. Может быть, пора предоставлять ее уже официально? Один хек, никто не платит. По крайней мере, это относится к российским туристам, которые в эту систему просто элементарно не въезжают. Существует в Финляндии еще и система оплаты с помощью SMS-сообщений – настоящий подарок для местных зайцев, которые готовят заранее такое сообщение и, едва завидев контролера, отправляют.

Ну а если контролера нет, то можно и как-нибудь потом отправить. Кстати, к вопросу о штрафах. Гид нам рассказывал, что штрафы за одно и то же правонарушение могут варьироваться в зависимости от уровня дохода провинившегося. Допустим, останавливает местный гаишник водителя за какое-то нарушение и, выписывая штраф, интересуется, какой у него доход, сколько человек в семье и т.п. При этом обманывать гаишника, прикидываясь безработным бомжем, бесполезно: эта информация у них очень легко проверяется, а за обман придется заплатить еще и дополнительный штрафец. Ладно, конец лирического отступления.
Метро там довольно непривычное: архитектура куда проще, чем в Москве, повсюду висят рекламные плакаты, стоят автоматы со всякими сникерсами, на рельсах довольно много мусора. На улице, впрочем, всякие бычки тоже встречаются, правда, их там все же меньше, чем в Москве, что, впрочем, вполне логично: на финских улицах урны стоят в достаточном количестве. «Власти» Москвы – ау!

Несмотря на то что линия в метро всего одна, раздваивающаяся с одного конца, ориентироваться человеку, оказавшемуся там в первый раз, не так-то просто. Дело в том, что если в московском или питерском метро название станции четко написано на стене, в Хельсинки все совсем по-другому: там на стене указаны какие-то другие названия – на шведском (иногда мне примерно понятном) и, естественно, на финском (совсем для меня непонятном). Висит там на стене, правда, карта города со схемой метро, однако там указаны еще и трамвайные и автобусные маршруты, а также строящиеся линии, так что, как говорится, без стакана не разберешься.

Вот и нам сначала показалось, что мы находимся где-то в середине линии и ехать нам надо в нераздваивающийся конец. Однако, как только мы зашли в вагон, нас попросили оттуда местные менты. Один у меня по-английски поинтересовался, говорю ли я по-фински, и, получив отрицательный ответ, также по-английски объяснил, что нам на другую сторону, т.к. эта станция конечная. Ну а поскольку местонахождение нужной нам станции мы все же успели вычислить, нам осталось только проехать 2 остановки.

Выйдя на улицу, мы немного погуляли и пофотографировались, а затем стали искать, куда бы зайти посидеть, однако цены в местных кафешках совсем не радовали: салат около 15-20 евреев, а горячие блюда – евреев по 20-25. Наконец решили зайти в бар Хемингуэя (Hemingway’s Bar). Там за столиками сидели посетители и пили кто пиво, кто вино, кто что-то еще. При этом закуски на столиках никакой не было. Хм… а еще говорят, что это только русские пьют, не закусывая! 😀 Я подошел к стойке и взял 2 пива по 0,5 л (по 5,6 еврея) и спросил, есть ли какая-нибудь закуска, в качестве которой мне была предложена лишь маленькая коробочка чипсов “Pringles” (3 еврея). Что ж, ладно, как говорится, на безрыбье и сам раком станешь.
Поужинать мы решили в отеле, и удовольствие это нам обошлось в 72 еврея. Например, бокальчик «Токая» стоил, кажись, 7,5 еврея за 60 мл, а пиво – около 4,5 еврея за пол-литра. Меню было довольно скудным (кстати, и на русском языке там меню есть), но вроде всё вкусно.
На следующий день нам предстояло отправиться сначала на экскурсию по Хельсинки, а к 17-00 ехать на паром «Silja Line» (далее – титаник).

31.12.08, Хельсинки
Разбудили нас часов в 8 утра – посредством упомянутого выше телевизора. Затем в том же гостиничном кафе был завтрак – шведский стол, причем вполне приличный. Выпечки вот только, на мой взгляд, маловато было: какой-то пирог непонятного содержания и печеньки.
Где-то к 9:30 вся группа собралась в автобусе, и мы отправились на экскурсию по Хельсинки. Посетили там памятник, собранный из водопроводных труб, причем скульптором женского пола. По виду этот памятник напоминает орган (в смысле музыкальный инструмент, а не то, что вы подумали :D). Там же находится памятник композитору Сибелиусу, напоминающий голову профессора Доуэля в оправе. По словам гида, кстати, Сибелиус является самым знаменитым человеком в Финляндии: очень уж точно, говорит, он умел передать в своей музыке настоящий финский характер.
Гуляли и осматривали памятники минут 20-30, но за это время успели ощутимо замерзнуть, т.к. на дубнячок на дворе был заметный (около -5 по Цельсию). А некоторые туристы, особенно активные, умудрились даже промочить ноги в водоеме, расположенном через дорогу. Это они там по камушкам прыгали и фоткались. Экзотических фоток хотели, типа иду по воде аки по суху, как известный чувак из Назарета. Тот чувак, правда, делал это на трезвую голову, о чем эти туристы почему-то забыли, вот ноги у них и попадали на камушки лишь через раз.

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ О СОРТИРАХ
Рядом с памятником (как, впрочем, и по всему Хельсинки) находился зеленый домик, называемый сортиром – облагороженный вариант всем знакомых «синих кабинок».
В домике кабинок 2: слева бесплатная (для тех, кому надо только по малой нужде), справа же можно справить любую нужду, а также перепеленать ребенка. Ну и еще правая сторона заточена также под инвалидов. Вход туда, правда, уже стоит денег – 1 еврей. Зато очередей никаких. Сверху каждой двери имеется двухцветный «светофор»: пока кабинка свободна, над нею горит зеленый сигнал, а когда туда кто-то входит, вместо него загорается красный.

После этого мы направились на автобусе в церковь «Темпельауккио», расположенную в скале. Посетив ее, мы поехали на Сенатскую площадь, где находится правительственный дом, кафедральный лютеранский собор и позеленевший памятник Шурику Второму. Кстати, этот чувак вызывает у меня наибольшее уважение из тех немногих правителей России за всю ее историю, к которым я это чувство вообще испытываю.
Гид при этом постоянно рассказывал о местных достопримечательностях. Правда, информация уже плохо воспринималась, т.к., во-первых, сказывался накопившийся недосып, а во-вторых, все мысли были о том, как бы согреться (желательно также и изнутри).
Наконец мы направились в порт, где располагался наш титаник, и, прибыв туда, получили аж 3 с половиной часа свободного времени. Кстати, порт располагается где-то в километре-полутора от вокзала, так что туда очень легко дойти пешком, что мы и сделали. По дороге мы также присматривались к расценкам местных кафе-ресторанов, которые, как всегда, не радовали. Около одного итальянского ресторанчика стояла парочка, говорившая по-итальянски. Т.к. итальянским я тоже владею, решил поделиться с ними впечатлениями, мол, в Италии все не так дорого. На это итальянец мне ответил, что действительно, в Италии цены в ресторанах обычно намного дешевле, а такие бывают ну разве что в самых дорогих заведениях. Я еще сказал, что эти цены – просто грабеж, чем очень повеселило итальянцев, для которых подобный оборот речи оказался в диковинку, однако очень точно отражающим ситуацию.

На привокзальной территории мы купили несколько сувениров.
Гид нам еще предлагал обменять евреев по 30 на человека на шведские кроны, так как в Швеции евреи принимаются не везде. Если же в Швеции истратить все кроны не удастся, то их потом можно будет легко потратить на титанике, где они тоже везде принимаются. В качестве одного из обменных пунктов был предложен тот, что располагался на вокзале, однако мы отказались от этой затеи, т.к., во-первых, была большая очередь, а во-вторых, за обмен брали крохоборство в 2 еврея независимо от обмениваемой суммы. Позднее мы, правда, нашли в городе более выгодный валютник, располагавшийся в менее бойком месте. Там примерно по тому же курсу мы обменяли 50 евреев на 530 шведских крон, причем без всяких крохоборств. При этом еще получили 40 еврокопеек сдачи (там курс был 1 еврей = 10,681 шведских крон (SEK)).
Потом мы все же зашли в тот самый ресторан, около которого до этого встретились с итальянцами, и нам там предложили меню – такое же скудное, как и везде (около 6 блюд + еще 2 десерта; ну еще и пиво с вином). Заказали суп (он там был только одного вида) + ризотто с лососем (23,8 еврея) и макароны с грибами и беконом (14 евреев), а также стаканчик грейпфрутового сока (3,5 еврея), кофе «латте» (5 евреев; кстати, latte по-итальянски – это просто-напросто молоко) и большую порцию пива. Принесли, правда, маленькую (4,4 еврея), т.к. в больших стаканах там пиво не подают из-за элементарного отсутствия таковых. Пришлось заказывать еще стаканчик. Вместе с пивом принесли сок, потом поставили на стол хлеб. Потом моей будущей жене принесли порцию супа – размером с миску для моего кота (где-то 100 мл, если еще не меньше). Хорошо хоть, остальные блюда были все же побольше, так что в итоге наелись. Потом я заказал еще один стаканчик пива. Чтобы не затруднять вас подсчетами, обошелся нам такой обед в 60 евреев.
После этого мы еще раз прогулялись по местным магазинчикам, в одном из которых приобрели карту Хельсинки, которые там раздаются бесплатно, кружку с картой Финляндии (3,5 еврея) и магнитик с лосем и термометром (5 евреев). Кстати, будете там – не спешите брать эти магнитики в городе, т.к. на титанике они стоят уже по 3,4 еврея (в городе 5-7).
Затем настало время идти в автобус, и, когда там собралась вся группа, гид всем роздал билеты на титаник (это такие карточки, являющиеся также ключами от кают) и предупредил, чтоб ни в коем случае не забывали их при выходе с титаника в Стокгольм, т.к. обратно на борт в этом случае уже не попасть. Затем он роздал также карточки для прохода на завтрак 2 января (1-го января завтрак с шампанским (!), а также предновогодний ужин были включены в стоимость тура). Ужин же 1 января нужно было оплачивать отдельно еще при заказе тура, что почти все и сделали, за исключением 4-х человек из группы. Впрочем, он и им предложил посодействовать в предоставлении ужина за те же 35 евреев. Также каждый получил карту титаника и программу новогоднего круиза с указанием времени и мест проводимых мероприятий.

После этого мы подъехали непосредственно к терминалу, где осуществляется посадка на титаник. Автобус также погрузили на этот пароход, правда, уже через специальный въезд (3-я и 4-я палуба). Кстати, на 2-й и 4-й палубах располагаются также каюты эконом-класса, о которых туристы отзываются, мягко скажем, без особого восторга. Прошли мы без особых задержек и поднялись в свою 2-местную каюту, располагавшуюся на 10-м этаже с видом на променад (так называется внутренняя «улица» на титанике, расположенная на 7-м этаже), за которую при заказе тура мы доплачивали по 160 евреев с человека (за базовую стоимость получили бы 4-местную каюту без окон на 2-й или 4-ой палубе, как в КПЗ, если же нужно что-то получше, то придется доплачивать согласно расценкам «Туртранс-Вояжа»; скажу только, что с видом на море каюта бы стоила еще дороже).

Через некоторое время титаник начал отчаливать, и… кто сказал, что современные титаники оснащаются системой против раскачивания, с которой напиток в стакане не шелохнется даже в 6-балльный шторм? Нет, может, оно, конечно, и так, но работает эта система как-то не очень эффективно, т.к. качка начинает ощущаться уже в момент отчаливания. Напитки из стаканов, конечно, не выплескивались, но по ним было четко видно, что качка все же есть. Особенно она ощущается, когда лежишь на кровати – там еще ощущается вибрация мотора. Или когда пытаешься надеть штаны стоя. 😀

Так что страдающие кинетозом (укачиванием, если хотите) имеют все шансы провести весь круиз в обнимку с унитазом, если заранее не запасутся дименгидринатом, более известным в обиходе как драмина, драмамин или сиэль. Сам я средствами от укачивания не пользуюсь, но, говорят, средство довольно эффективное, правда, от него тянет в сон. Известны мне и другие средства от укачивания, но, чтобы не утомлять читателей, о них я расскажу отдельно, в случае если кому-то это будет интересно. Кстати, есть еще такой прикол: при сходе на берег продолжается ощущение, будто качает. У меня оно еще несколько дней продолжалось.

Каюта у нас, как я уже сказал, была 2-местная. Для экономии места одна из кроватей откидывалась от стены (как верхняя полка в вагоне поезда, только располагалась она внизу), а вторая просто стояла у противоположной стены. Между кроватями стоял столик. Сей недостаток мы, впрочем, быстро исправили, поменяв местами кровать со столиком. Был там также шкаф, стул, небольшой стол с зеркалом и полочками. Висел у зеркала также фен – еще менее современный, чем в гостинице. Был в каюте и телефон, на котором все время показывалось финское или шведское время – в зависимости от местонахождения титаника. Оно переключалось централизованно. Санузел там компактный: душевая строго 1-местная кабинка (разве что 2 маленьких ребенка там поместятся), закрываемая шторкой от потолка до пола, унитаз и раковина с полочками, зеркалом и стаканами. Было там и жидкое мыло в пластиковых контейнерах, прикрепленных к стене душевой кабины и перед раковиной. Это же мыло предлагалось использовать и как гель для душа, и как шампунь.

Оставив в каюте багаж, мы отправились на осмотр титаника и спустились на лифте на променад. Лифты там современные – со стеклянными стенками, через которые променад отлично виден. Там находились всевозможные магазинчики, кафешки и сортиры. Последние – очень культурные, чистые и без всяких очередей. В одном из магазинов мы увидели рюмки с прикольным изображением пары лосей, играющих в сколь древнюю, в столь же и поныне популярную игру под названием «палки-дырки», причем в разных позах (не только в их естественной, но и в миссионерке, жаль, что не в наезднице 😀 ), но решили купить их позже.

Ниже, на 6-ом этаже, располагаются рестораны, в которых проходят завтраки и ужины, а также магазин “Tax free” – то же самое, что и “Duty free”. Цены там такие: литровая бутылка ликера «Шериданс» стоила 23,5 еврея, литровая коньяка «Курвуазье V.S.O.P.» - 38,2 еврея, литр «Мартини» - 9,5 еврея, литр ликера «Бейлис» - 15,85 еврея. Правда, пакетики там платные – по 0,2 еврея. Еще брали какой-то клюквенный ликер за 7,5 еврея (0,5 л) и минеральную воду в пол-литровых бутылках по еврею за штуку. Такая же бутылочка в ресторане стоит уже полтора еврея.

Потом мы вновь зашли в магазин, где продавались рюмки (тем более они нам были нужны к купленному ликеру), однако нужных нам на виду не оказалось – были только рюмки с более скромным изображением. Хотели было уже купить какие-то другие рюмки, вернее, даже уже их взяли и нам их пробили, однако мне вдруг пришла в голову мысль спросить по-английски продавца, нет ли рюмок с лосями, и он их достал из какого-то шкафчика. В итоге взяли только эти рюмки, а от предыдущих двух без проблем отказались.

В 19:15 у нас начался предновогодний ужин, который продолжался 2 часа. При входе каждому предлагался бокал шампанского. Компания у нас оказалась довольно веселой. Нас было 6 человек за столом, были там также столы на 8 и на 12 человек, а всего в группе было человек 40. Зал был разделен на 2 части, в одной из которых находилась «конкурирующая» группа. В той группе мы особого веселья не замечали – люди просто сидели и потихоньку ели и нагружались бухарой, которой там было «хоть упейся, обоссысь хоть в сапоги». У нас же все было очень оживленно, гид потребовал, чтобы с каждого стола был произнесен тост (удовольствие произносить тосты, правда, на любителя, к коим лично я не отношусь, но вроде за каждым очередным столиком число таких любителей увеличивалось – пропорционально принятой дозе).

Все друг друга поздравляли, некоторые обнимались, чуть ли не целовались, а официанты только и успевали обновлять регулярно опустошаемые бутылки с красным и белым вином. Желающие могли налить себе еще и пива, а трезвенникам и язвенникам предлагались безалкогольные напитки. Таковых я, впрочем, не заметил. Может, прав был Лелек насчет халявы? Выбор горячих и холодных закусонов был также очень богат и разнообразен: мясо разных видов под всевозможными соусами, большой выбор рыбы, салаты еще всякие были, морпроды, в т.ч. устрицы, мидии, креветки, обычные и тигровые, и лангусты. Десертов и фруктов там также можно было обожраться.
За соседним столиком сидела группа из Катера. По местному времени там новый год наступил уже в 21 час по финскому, и начались дружные поздравления с еще более усилившимися возлияниями. Правда, еще примерно через 10 минут ужин начал подходить к концу, своей очереди на пьянку ждали уже другие группы. Однако не так-то просто нас было оттуда выпроводить, все «требовали продолжения банкета», и работники бара начали вежливо просить всех на выход. Пришлось всем покидать столь уютное заведение, по ходу дела опустошая недопитые бутылки и жалуясь на то, что очень заметно усилилась качка.

В 23 часа по финскому времени предлагалось встретить «московский» новый год в помещении 2-этажного казино-бара «Атлантис Палас», однако места там нужно было занимать заранее, т.к. их там было значительно меньше, чем желающих. Нам там соседи по столику даже заняли место, однако мы их не нашли в этой толпе, поэтому, придя в бар, где в тот момент уже проходило зрелищное шоу, просто купили бутылку шампанского за 44 еврея, выпили за Новый год и пошли допивать ее уже в номер.

На променаде в то время тоже проходило какое-то шоу с выступлением музыкального ансамбля, что из нашей каюты было очень хорошо слышно. В 0:00 можно было также встретить НГ и по финскому времени, а в 1:00 – и по шведскому, однако мы это предпочли сделать по-скромному, не выходя из каюты, т.к. на следующий день нужно было рано вставать, а с утра нам не хотелось чувствовать себя разбитыми, как корыто из известной сказки Пушкина. В общем, где-то во втором часу (по финскому времени) завалились спать, предварительно переведя стрелки на час назад.

1.01.09, Стокгольм
В первое утро нового года нам нужно было выходить с титаника в 10:00, поэтому встали мы в 8, сходили на завтрак с таким же богатым выбором блюд и предлагаемыми бокалами с шампанским (вот это очень мудро предусмотрено). При желании можно было взять и не один бокал, только желательно не одновременно (я в общей сложности взял себе 3). Во время завтрака по радио поочередно на финском, шведском, английском и русском языках было проанонсировано прибытие в Стокгольм с инфой о местной погоде. После завтрака мы поднялись в каюту, оделись потеплее (хотя и это слабо помогло), на всякий случай проверили наличие билетов на титаник и пошли на выход. Кстати, желающие «полечиться» могли остаться на титанике, что некоторые и сделали. Нам же хотелось все-таки посмотреть Стокгольм. Зря, что ли, туда приезжали?

Автобус искали долго, т.к. примерно в это же время «припарковался» еще один титаник (почти такой же, но менее комфортабельный, т.к. там на той же площади располагалось вдвое больше пассажиров), из которого автобусов вылетело как пчел из улья. Так что свой автобус нам пришлось довольно долго искать. Пытались даже звонить на мобильник гиду, который он предварительно всем оставил, однако безрезультатно. Потом мы все же увидели нашу группу, которая уже выходила с территории стоянки автобусов. Оказалось, наш автобус стоял далеко за ее пределами, т.к. там элементарно не хватало места. Впрочем, потом этот автобус заезжал на эту стоянку, так что мы бы его все равно нашли. Изначально отъезд предполагался в 10:00, гид также предупреждал, что если кто-то не придет, то этих туристов будут ждать минут 5-10, после чего автобус уедет. Однако в связи со всем этим бардаком мы отъехали только в 10:30.

Архитектура Стокгольма оказалось очень красивой, по сравнению с таковой в Хельсинки. Жаль только, что было очень холодно, так что, на наш взгляд, этот город (как, впрочем, и все остальные в Северной Европе и Скандинавии) желательно посещать в теплое время года. Правда, в этом случае у вас не будет такого замечательного мероприятия, как предновогодний ужин на титанике. Так что решайте сами, что вам нужно.
Стокгольм – город, состоящий из нескольких островов, один из которых называется Королевский (Kungsholmen), куда мы в первую очередь и приехали. Там была небольшая экскурсия с рассказами о королевской семье, Карлсоне, Астрид Линдгрен и пр.

Правда, нас ждал небольшой обломчик: батарейки в фотике сдохли, а свежие мы как-то не догадались прихватить с собою из багажа. На титанике они остались. Еще досаднее было то, что работающих магазинов в пределах видимости не было. Затем мы остановились на берегу озера Меларен, где располагался монумент, в шутку называемый шведами «ухом КГБ», т.к. по форме он напоминал ухо, а если посмотреть в его отверстие, то оттуда можно было увидеть здание российского посольства.
После этого мы отправились в сторону музеев, которые 1-го января, впрочем, почти все закрыты. Открытым оказался лишь музей сказок «Юнибакен», куда все и направились, т.к. делать было все равно нечего: в пределах видимости не было ни одного пивняка. Взрослый билет в этот музей стоил 110 крон (около 10,3 еврея). Кстати, сотрудницы, продававшие билеты на входе, говорили и по-русски. Музей, как и следовало ожидать, оказался детским. Было там 3 сортира, но все они были однокабиночными, что неизбежно влекло за собой возникновение очередей, так что имейте в виду, любители пива.

Приобретя билет, нужно было становиться в очереди на «паровозик», хотя на самом деле это были скорее кабинки со скамейками на 4-х человек, закрываемыми спереди поручнями. Эти кабинки двигались по замкнутой траектории, причем не только в горизонтальной, но и, как позже выяснилось, в вертикальной плоскости. По ходу движения кабинки перед глазами появляются сцены из различных шведских сказок, комментируемые сказочницей тоном, рассчитанным на ребенка 4-5 лет, на одном из нескольких языков, включая русский. Язык можно выбрать при посадке, сказав сотруднице, какой нужен. Русским языком, достаточным, чтобы это понять, она владеет. Сказки, правда, там какие-то мрачноватые, если честно, с упоминанием темы смерти, так что сомневаюсь, благотворно ли они повлияют на психику ребенка. Интересно, сколько в Швеции некрофилов? Риторический вопрос.

Особенно нас впечатлила крыса, выглядящая оооочень реалистично, но при этом размером с матерого кабана, а хвост ее был толще пожарного шланга. Это типа экскурсант стал маленьким-маленьким, как Нильс. Хорошо, что никто из нас не страдал фобией на крыс (забыл, как она по-научному называется), иначе реакция организма может быть непредсказуемой – хорошо, если ограничится одними лишь акустическими эффектами.
Моя будущая супруга сказала, что наших будущих детей она ни за что не пустила бы в такой музей в 5-летнем возрасте, а то ведь так чего доброго и заикой останутся или энурезом страдать начнут на нервной почве. Гражданам с сильного бодуна такой музей также настоятельно не рекомендуется: уважайте труд уборщиц. Сами кабинки, к тому же, иногда довольно резко дергаются вверх-вниз.

Ладно, завершив столь «увлекательную» поездку, мы оказались в другой части музея, где располагалось кафе. У меня даже возникла слабая надежда… но нет, мне суждено было обломаться, т.к. оно было предназначено в первую очередь для маленьких детей, которые пиво, как правило, не пьют. Так что пришлось отправиться обратно в автобус, посматривая по сторонам на предмет наличия пивняков. Наивные. Но там не было даже какого-нибудь сраненького магазинчика, где сей божественный напиток можно было бы приобрести. В расстроенных чувствах мы сели в автобус и стали ждать, пока другие члены группы насладятся видом крысы-мутанта. По возвращении всей группы в автобус выяснилось, что все ее заценили.

Наконец мы снова отправились в центр – на тот же Королевский остров, на котором были до этого, и там нам предоставили где-то 2,5 часа свободного времени. Так как было очень и очень холодно, мы решили зайти в кафе, предварительно купив батарейки. Батарейки нашли быстро, правда, тот магазинчик Kodak был размером с грузовой лифт, а народу там было – не протолкнуться. Купили там 6 батареек за столько же евреев. Можно было купить и 4 батарейки, но такая упаковка стоила уже 5 евреев. Поштучно батарейки там не продавались. Может, конечно, где-то еще и продавались, но искать было в ломешник.

Поменяв батарейки (их нам хватило где-то на сутки, правда, со вспышкой много снимать приходилось), мы пошли искать кафе или бар, где можно было бы посидеть, но и их найти оказалось не так-то просто, т.к. и они все были забиты нахлынувшими туристами. Лишь после того, как мы сдвинулись ближе к набережной, нам удалось найти один бар, в котором был свободный 2-местный столик. Бар этот назывался Temple (т.е. «храм»). Для начала я решил взять пива (4,6 еврея за 0,4 л) себе и бокальчик Мартини своей половине (7,9 еврея за 60 мл). Пока я ходил за бухарой, освободился соседний столик – более комфортный, с диванчиком, и мы туда пересели. Наш первоначальный столик, впрочем, тоже очень быстро заняли.

Столы там не пустовали – если какой-то освобождался, то туда тут же приходили новые посетители. Там же мы решили и перекусить. Официанты там, кстати, не предусмотрены – приходилось подходить самим к стойке и заказывать (правда, закуски потом все же приносили на столик). За меню нужно было также подходить к барной стойке, оно там было на шведском языке с переводом на английский. Взяли куриные крылышки с аджикой (5 штук – 6,5 еврея), подобие «крошки-картошки» (только картофелина очень большая) с салатом оливье внутри и овощами (8,3 еврея) и чесночный хлеб, на поверку оказавшийся чем-то вроде домашних чипсов (3,3 еврея).

В итоге потратили меньше, чем потратили бы в Финляндии, т.к. несмотря на примерно одинаковые цены на напитки в обеих странах, еда в шведских кафе обходится раза в 2 дешевле. На дверях сортиров там красовались кодовые замки, так что просто так туда было не войти (разве что дождаться, пока оттуда будет кто-нибудь выходить). Там нужно было спрашивать у бармена код от нужника. Потом только я увидел объявление, что бесплатно туда разрешается входить только клиентам бара, тем же, кто таковыми не является, за вход туда нужно было выложить 20 крон (почти 2 еврея).
Затем мы пошли искать наш автобус, по дороге фотографируясь со вспышкой, т.к. уже темнело. Автобус нашли довольно быстро, хоть и не с первой попытки, т.к. всяких узких улочек, причем извилистых, там было довольно много.
Через несколько минут на площадь подъехал наш автобус (их стоянка на Королевской площади запрещается), мы заняли свои места, дождались припозднившихся туристов (они появились минут через 5) и отправились вновь на титаник. На борт мы вошли часов в 16 по шведскому времени (-2 часа по сравнению с московским) – также без особых проблем. Погуляли по титанику, зашли в бар и в 17 часов отправились на ужин. Там был уже описанный ассортимент блюд, бухара также была бесплатной: красное и белое вино, а также пиво.

А, чуть не забыл: также в меню была добавлена черная икра, немного мелковатая, правда, на вид, но народ это заценил и каждый от души наложил себе этого рыбопродукта на тарелку. Мы тоже попробовали – а вдруг и правда настоящая… Гы, наивные! В общем, не знаю, то ли икра эта была искусственной, то ли принадлежала она рыбам из менее благородного сословия, но вкус ее лично нас совершенно не впечатлил. Своеобразный такой вкус, на любителя. Я вам скажу более: он имеет оооочень мало общего со вкусом настоящей черной икры (осетровой или севрюжьей). Другие туристы в этой икре также разочаровались, так как по окончании ужина повсюду на столах мелькали тарелки с недоеденной «черной икрой».

Ужин этот также длился 2 часа, однако в этот раз народ разошелся быстрее. Мы тоже решили там не засиживаться, т.к. намеревались сходить в местную сауну и в «оазис» (это что-то вроде мини-аквапарка с небольшими бассейнами, джакузи и горками, рассчитанными для детей, однако не все взрослые понимают иностранные языки, а может, просто делают вид, что не понимают, но, короче, все равно катаются). Сам тоже грешен, было разок. 😀

Продается там внутри и пиво – по 4,5 еврея за 0,5 л. Вход в «оазис» стоит по 8 евреев с человека, выдается полотенце и ключ от шкафчика с номерком, который на резинке надевается на руку. Вход в «оазис» осуществляется через раздевалки и душевые кабинки (там же располагается и сауна) – мужскую или женскую. Можно также заказать частную сауну – но это также нужно сделать заранее, как и в отеле. Стоит это удовольствие 50 евреев за 1,5 часа, вместимость – от 1 до 5 человек. Можно взять напрокат и купальные костюмы – 2 еврея, а также дополнительное полотенце за 1 еврей. Вдоволь попарившись в сауне и искупавшись в джакузи и в бассейнах с различной температурой воды, мы пошли в номер отдыхать и заценивать бухару, приобретенную перед этим в «дьютике».
Ну вот так, собственно, и закончился первый день нового года и второй на титанике. Перед сном перевели стрелки на час вперед.

2.01.09, Хельсинки – Питер.
Титаник прибывал в порт в 9:50 по финскому времени, так что, встав в 8-00, мы успели сходить на завтрак, с тем же выбором блюд, правда, уже без шампанского, к сожалению. При входе проверяли билеты, выданные гидом перед первой посадкой на титаник.
После завтрака собрали вещи и отправились на выход, купив при этом в «лосином» же магазинчике небольшую подушку в автобус, на которой, кстати, был тоже изображен лось. Он вроде символом Швеции является, а также всех остальных скандинавских стран. Автобус на этот раз отыскали без особых проблем, загрузили багаж и отправились в обратный путь. Гид нам сразу же сказал, что нам желательно торопиться и не делать лишних остановок, чтобы успеть на таможенный терминал раньше остальных автобусов и таким образом избежать ненужных очередей.

По дороге до финской таможни мы останавливались лишь в двух местах: в рыбном магазине и в пункте возврата налога на товар, приобретенный в финских магазинах, выдающих чеки «tax free». У нас такой был только один – на рыбу и икру, приобретенную в рыбном магазине, которых мы набрали на 65 евреев. Вернули нам 6 евреев. Кстати, красная икорка (там написано, по-русски, что это икра форели; продавщицы там тоже говорят по-русски, а также принимают к оплате помимо евреев еще и шведские кроны, баксы и даже рубли) на вкус как-то не очень, если у нее вообще вкус есть.

Вернее, если есть ее ложками, а не в виде бутербродов, то еще ничего. А если набрали ее много, то есть ее, хочешь не хочешь, придется именно ложками, т.к. срок годности у нее всего недели 2, если не меньше. А вот рыбка оказалась очень даже вкусная, копчененькая такая. Кстати, гид нам говорил, что форель там очень вкусная, а вот тему икры как-то обошел стороной.

По дороге гид нам рассказывал о жизни в Финляндии, социальных гарантиях, зарплате, образовании, медицинском обслуживании, административной ответственности в зависимости от уровня дохода и бесполезности обманывать насчет такового гаишников и прочих ментов, выписывающих штрафец. Стало понятно также, почему у них такие цены: средняя зарплата в Финляндии составляет около 2200 евреев в месяц, а пенсии – 2/3 от зарплаты, которая до нее была (т.е. где-то 1450 евреев).

В итоге на таможню нам действительно удалось приехать вовремя и довольно быстро пройти паспортный контроль, причем как на финской, так и на российской стороне (после прохождения российской перевели часы на час вперед). В дорогу мы с собою взяли бутылочку Мартини. Там вообще на время поездки в автобусе очень рекомендуется взять с собой бутылочку-другую какой-нибудь бухары (только не пива – сами понимаете, по каким причинам; «Мартира», впрочем, в этом плане ничуть не безопаснее пива), т.к. иначе ехать довольно утомительно. После въезда в Россию взяли еще одну (правда, дороговато – почти 600 рублей). Во время поездки крутили нам также фильмы – сначала «С легким паром - 2», а затем вообще включили какую-то откровенную хрень, я даже название не запомнил.

Около 20 часов по московскому времени мы наконец-то подъехали к Московскому вокзалу Питера. Наш поезд отправлялся только в 0:40, поэтому мы поместили наш багаж в автоматическую камеру хранения (жетон от нее стоит 72 рубля и 10 коп.(!)) и пошли искать один ресторанчик, который нам порекомендовали еще в Москве. В Питере, правда, оказалась очень непривычной нумерация домов на улицах, так что, несмотря на купленную заранее карту Питера, найти этот ресторан оказалось не так-то просто. Дело в том, четные дома, если идти по возрастанию, располагаются не справа, как в Москве, а слева.

Это, впрочем, еще ничего, данную особенность просто следует иметь в виду, однако еще больше нас расстроили указатели улиц совкового образца на домах: разглядеть их можно только либо с близкого расстояния, либо вооружившись биноклем. А если у человека к тому же еще и со зрением плохо, то вообще караул, тогда придется подходить к указателю чуть ли не вплотную. Коренные питерцы, не подумайте ничего плохого: мне очень нравится ваш город со всеми его достопримечательностями, но вот с указателями улиц вашим «властям» желательно что-то делать.
Спустились мы и в питерское метро, правда, были там всего на двух станциях: «Площадь Восстания» и «Чернышевская». Такое впечатление, будто попали в московское метро где-то 15-20-летней давности: еще попадались поезда образца где-то 70-х годов (если еще не более раннего периода). Впрочем, в питерском метро я уже бывал и ранее, правда, давно – в 1988 году.

3.01.09, Питер – Москва
Забрав вещи из камеры хранения, мы пошли на посадку в поезд. Обратно возвращались на том же поезде, на котором ехали и туда. Это поезд № 56 по пути в Питер и № 55 по пути в Москву. Когда мы ехали в Питер в 5-ом вагоне, вполне современном, с биосортирами, открытыми всегда, в т.ч. и во время стоянок, пластиковыми окнами, в вагоне было очень тепло (можно было спать раздетыми), чисто, светло и мухи не кусали, как говорится. Другие же туристы, ехавшие в 6-ом вагоне, жаловались на грязь в вагоне, холод и т.п. В их правоте мы и убедились на обратном пути, т.к. попали именно в этот злосчастный вагон.

Когда мы только зашли туда, внутри было очень темно, что несколько затруднило поиск наших мест. Билеты достались нам в этот раз еще на «боковушках», хорошо хоть, не в присортирье – такими «счастливчиками» оказались другие туристы из нашей группы. Сортир, естественно, по старой совковой традиции, открыт только в пути. Ну и унитаз там старого образца – цельнометаллический, с педалькой такой. В конце пути там закончилась вода в умывальнике и туалетная бумага. Так что умыться утром никому не удалось. Окна в вагоне были с деревянной рамой, через которую беспощадно сифонило. С внутренней стороны окон даже появился лед. В общем, к утру все нехило так задубели. Несколько получше ситуация была только на верхних полках. Проводница же в это время спала без задних ног, и ей было все абсолютно до фонаря.

Проснулась же она (причем не без помощи пассажиров) лишь за 20 минут до прибытия поезда на Ленинградский вокзал и пошла будить тех немногочисленных пассажиров, которые все еще спали. Они были, мягко сказать, очень удивлены, когда узнали, сколько времени остается до прибытия. Одна из туристок, с которой мы познакомились во время поездки, даже написала нелестный отзыв в жалобную книгу, предложив всем желающим поставить свою подпись. Мы там тоже отметились.
Поезд прибыл на вокзал в 9:53, на перроне у вагона нас уже встречал таксист, которого мы «выписали» при отправлении поезда из Питера и без пробок и прочих геморов доехали до дома.

В заключение могу сказать, что поездка лично нам в целом вполне понравилась, несмотря на некоторые неудобства, окончательный же вывод, ехать или нет, уже предстоит сделать уважаемым читателем, у которых хватило сил дочитать до конца сей опус.

1 комментарий

  1. Sangridella

    14.10.2011 at 07:04

    Какой подробный, почти научный отчет о поездке!!! Спасибо, за рассказ и научные термины 🙂

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход

Оставьте отзыв

Отменить ответ

Популярное

Exit mobile version