Отзывы о туристических маршрутах
Марокко

Театр на 'площади отрубленных голов'

Я побывал в Марокко в 2006 году. Тур был насыщенный: Марракеш, Агадир, Касабланка, Фес, Эссуэйра, Рабат. Время от времени, пересматривая сделанные в том путешествии фотографии, вспоминаю самые яркие моменты тура и вынашиваю планы снова отправиться в Марокко. Хочу забраться на «крышу Северной Африки», вдохнуть жаркий воздух Сахары, пройтись по съемочным площадкам марокканского Голливуда - киностудии «Атлас» в Уарзазате. Это эссе – мои впечатления о самом удивительном, завораживающе-магическом фрагменте той поездки – медине Марракеша.

Я побывал в Марокко в 2006 году. Тур был насыщенный: Марракеш, Агадир, Касабланка, Фес, Эссуэйра, Рабат. Время от времени, пересматривая сделанные в том путешествии фотографии, вспоминаю самые яркие моменты тура и вынашиваю планы снова отправиться в Марокко. Хочу забраться на «крышу Северной Африки», вдохнуть жаркий воздух Сахары, пройтись по съемочным площадкам марокканского Голливуда - киностудии «Атлас» в Уарзазате. Это эссе – мои впечатления о самом удивительном, завораживающе-магическом фрагменте той поездки – медине Марракеша.

Говорят, жившие в Средние века магрибские колдуны владели секретами магии и могли готовить разные снадобья, обладавшие фантастическими свойствами. Смею предположить, что им было вполне по силам изготовить и эликсир вечной молодости. Ну, а испила его, похоже, площадь Джема-эль-Фна в Марракеше, которая по прошествии веков мало в чем изменилась. Она как бы замерла в своем изначальном средневековом образе, сохранив подлинную атмосферу той эпохи.

Развенчанная легенда

Больше всего потрясает в Марракеше медина – Старый город, самый древний в Марокко. Его окружает 19-километровая мощная глинобитная стена, и ведут в него 10 ворот.

Сердце медины - площадь Джема-эль-Фна. Ее легко найти по минарету мечети Кутубия, с высоты которого пять раз в день раздаются завывания муэдзина. От минарета, построенного в виде башни, до площади рукой подать – к ней проложена прямая широкая аллея. Башня Кутубия - самое высокое в городе строение, его видно за много километров. Мне она определенно нравится: XII век, мавританский стиль с налетом испанского влияния, нежный персиковый цвет, простая архитектура, очень гармоничная пропорция форм (5:1), аркообразные окна, ажурная резьба по камню и бирюзовая майолика по верху. Впрочем, в этом мнении я не оригинален. Еще до меня Кутубия так восхитила мавританских султанов, что они построили по ее образу и подобию еще две башни – одну в Рабате (башня Хасана), другую в Севилье (башня Хиральда). И еще один интересный момент. Шпиль Кутубии выполнен из четырех нанизанных на стержень позолоченных шаров – чем выше, тем диаметр меньше. С ними связана такая легенда: жена султана Якуба аль-Мансура согрешила – в священный месяц Рамадан она выпила стакан воды в неположенное время. Для нас это ерунда, а для мусульман – грех. Чтобы искупить его, султанша была вынуждена отдать все свои золотые драгоценности на переплавку для изготовления шаров для мечети. Уже в наше время легенда была развеяна: в ходе реставрации минарета оказалось, что шары отлиты из позолоченной меди.

Джема-эль-Фна - культурный феномен

Площади Джема-эль-Фна для Марракеша - это как Красная площадь для Москвы. И так же как на московском Лобном месте здесь в Средние века тоже рубили головы ворам и другим преступникам, а потом вешали их (головы, не преступников) на настенные крюки, чтобы другим было неповадно. Отсюда и название площади, которое переводится как «собрание мертвых» или «площадь отрубленных голов». С точки зрения архитектуры Джема-эль-Фна совершенно непримечательна, ну разве что можно выделить мечеть Кесабин. Заслуга площади в другом – это настоящий культурный феномен, такого нигде в мире больше не увидишь. Здесь как на ладони разворачивается панорама подлинного уклада города, который не меняется уже несколько веков, представлены старинные традиции и ритуалы марокканцев. Огромная площадь (ее размер 150х100 м) не спит ни днем, ни ночью. Днем здесь спокойно: на подходе к Джема-эль-Фна поджидают туристов запряженные парой лошадей кареты - в них можно прокатиться по улицам Старого города, прячутся под навесами от палящего солнца немногочисленные торговцы, громоздятся на тележках с номерами ровные горки апельсинов. Тут же по вашему желанию продавец выжмет из них сок – очень вкусный, и, вручая вам стакан, обязательно скажет: «Мой номер такой-то», на тот случай, чтобы вы не забыли его, когда снова захотите промочить горло.

Предлагают свои услуги гадалки. Они предсказывают судьбу не только по руке, но и по ноге. Поджидают клиенток рисовальщицы хной, а вот восседает на ковре старик-знахарь. Перед ним разложены в мешочках какие-то снадобья - засушенные ящерицы и лягушки, кожа хамелеона, порошок из белладонны, а это, объясняет наш гид, растертый рог носорога, корень мандрагоры. Молва утверждает, что знахари обладают секретами магии старых магрибских колдунов, поэтому относиться к ним нужно с уважением. На всякий случай. А вот еще колоритнейшие персонажи. Позвякивая колокольчиками, в красных костюмах и широкополых шляпах, напоминающих сомбреро, с гирляндой натертых до золотого блеска латунных чашек и кожаным бурдюком под мышкой прохаживаются два водоноса. Они не столько продают воду, сколько позируют за деньги туристам, с удовольствием фотографирующих их. Сидящая под зонтиком группа заклинателей змей видно совсем заскучала. Никто ими не интересуется. Но стоило мне пройти мимо с камерой наперевес, как они оживляются: «Фото, фото!». За съемку требуют 10 дирхам (1евро). Получив согласие, присутствовавший в группе мальчик достает из мешка дремлющую кобру, взбадривает ее щелчком по подбородку и начинает играть на дудочке. Змея пробуждается и начинает свой медленный танец. Опасна ли она для окружающих? Не знаю, а вот про заклинателей говорят, что они обладают иммунитетом к змеиному яду, так как с детства принимают его в микроскопических дозах

По окончании съемки старик-заклинатель накидывает мне на плечи удава и предлагает свою помощь в фотосъемке. Опять плати 10 дирхам. В Марокко сплошь и рядом каждый, на кого ты наставляешь фотоаппарат, просит деньги. Так что хотите фотографировать, запасайтесь мелочью. Совершенно преображенной площадь предстает вечером, ближе к заходу солнца. Пробудившись после дневной дремоты, она вспыхивает десятками огней, бьет в барабаны, танцует, поет, источает фруктово-овощные и мясные ароматы. Джема-эль-Фна превращается в огромную театральную площадку, где одновременно разворачиваются сразу несколько действий. И все, что здесь происходит, предназначено отнюдь не иностранцам (они лишь гости на этом празднике), а для внутреннего пользования. Поэтому сюда после трудового дня приходят толпы местных жителей – отдохнуть, поесть-попить, посмотреть представления. Народ на площади кучкуется вокруг выступающих. Вот развлекает людей рассказчик баек. Наверное, байки смешные, коль публика взрывается смехом. Мастер слова может и спеть песню, и показать фокус, в общем, и швец, и жнец и на дуде игрец. Такое устное народное творчество весьма популярно у местного населения. По соседству соревнуются «рыбаки». С помощью удочки и петли они стараются подцепить выставленные прямо на площади бутылки »Кока-Колы». Подцепил, бутылка твоя, не подцепил, проиграл деньги. Рядом публика окружила музыкантов с инструментом, напоминающим мандолину, барабанами и какой-то дудкой. Под их музыку лихо отплясывают танцоры. В центре соседнего круга девушка в прозрачных покрывалах весьма изящно плетет руками «танец змеи». А вот демонстрирует свои таланты экзотическая группа негров гнауа - потомков рабов из Гвинеи.

Под аккомпанемент гембри (лютни с длинным грифом и тремя толстыми струнами из жил), дудки гайта, барабана и металлических кастаньет кракеб они вертятся и прыгают, и при этом быстро крутят головами, облаченными в фески с длинными кисточками, заставляя их вращаться с бешеной скоростью. Зачастую танец переходит в транс, и танцоры падают в изнеможении. Молва утверждает, что гнауа обладают сверхъестественными способностями. В прежние времена они даже практиковали тайный культ задабривания духов, составной частью которого были танцы, переходящие в транс. Все это сильно смахивало на культ вуду. Существуют ли сегодня тайные ритуалы гнауа, неизвестно, а вот их танцы и музыка очень популярны. Она, как и лютня гембри, даже приобрела мировую известность. Все эти артисты, собирающие публику на площади Джема-эль-Фна, выступают не только ради своего удовольствия. Они так зарабатывают на жизнь и поэтому ждут от окружающих вознаграждения. Не поскупитесь, дайте им несколько дирхам. Но, даже если вы заплатили, может случиться конфликт, как это произошло со мной. Вечером на площади я достал из сумки камеру, чтобы сфотографировать группу танцоров. Тут же появляется человек и требует оплаты. Даю 10 дирхам, но едва успеваю пару раз щелкнуть затвором, как передо мной вырастает его спина. В чем дело? Я не понимаю и прошу мужчину отойти в сторону. Подходит второй марокканец и просит меня показать на экране камеры снятые кадры. Просмотрев их, начинает возмущенно вопить: «Май фэмили, май фэмили…» (наверное, вместе с танцорами в кадр попали и члены его семьи) и требует, чтобы я сделал "делит".Пытаюсь возражать, но человек продолжает настаивать на своем и в качестве дополнительного аргумента несколько раз повторяет: «Полис, полис». Смекнув, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят и надо все-таки уважать частное право марокканцев не светиться на чужих фото, я соглашаюсь. Кадры удалены, конфликт исчерпан.

Под светом керосиновых ламп

Тут же на площади с наступление темноты под светом керосиновых ламп в клубах дыма колдуют над баками и кастрюлями люди в белых халатах и колпаках. На выстроившихся в каре прономерованных лотках готовится на жаровнях вечерняя трапеза - виноградные улитки, бульон из требухи, суп харира, кебаб, кефта, баклажаны, бараньи мозги. За длинными деревянными столами сидят отдыхающие после трудового дня марокканцы и группы туристов, с удовольствием уплетая за обе щеки заказанные блюда. Дешево, вкусно. Для первых это обычный ежедневный ритуал, для вторых необычное гастрономическое приключение.

Можно отужинать и в более комфортных условиях. Для этого нужно подняться на террасы кафе или ресторанов, во множестве разбросанных по периметру площади. Очень популярно кафе Hotel de France с тремя разноуровневыми террасами. Разместившись на одной из них, можно пить-есть и наблюдать с высоты за ежеминутно меняющимся человеческим муравейником. Уже позже в голову пришла мысль, а что если поставить на террасе на видеокамеру на штатив и непрерывно снимать в течение нескольких часов, пока площадь не угомонится, то есть почти до самого утра. Интересное, думаю, получится кино.

Базарная круговерть

Стоит сойти с площади Джема-эль-Фна в проулки, ведущие на север, и ты уже в начале сука (восточное название базара), который протянулся на многие километры. Как он устроен, с первого раза разобраться невозможно. Для европейцев это запутанный лабиринт, из которого выбраться самостоятельно удается далеко не каждому. И даже возвышающаяся над городом башня Кутубия не поможет, из сука ее просто не видно. На базарах Марракеша всегда полумрак: от палящего солнца торговые ряды прикрывают соломенные навесы. По обе стороны узких улочек раскинулись ряды товаров. Толчея неимоверная: туда-сюда снуют прохожие, торговцы толкают тележки с товаром, ведут под уздцы ослов, груженных кирпичами, кожей и еще какими-то тяжестями. Успевай только уворачиваться, не то отдавят ноги.

У каждого ремесла здесь свой квартал. Где какой, порой можно определить по специфическому запаху. Например, квартал кож, специй, птиц чувствуешь за версту. Глаза разбегаются от разноцветья и многообразия товаров: вот ряды керамики – тарелки, вазы, таджины, ряды кожи – куртки, сумки, бабуши (удобные тапочки из мягкого сафьяна, в которых местные жители и туристы с удовольствием ходят по улицам), живописно выстроились разноцветные горки специй, в ярком свету утопает квартал ювелирных изделий. В центре медины небольшая площадь La Criee Berbere (Берберский аукцион). Прежде здесь торговали черными рабами, а сейчас коврами. Ковров множество. Как в них разобраться? Продавец рассказал, что они делятся на арабские и берберские. Первые с длинным ворсом и стилизованным растительным рисунком, вторые без ворса и менее плотные, с очень ярким геометрическим орнаментом. Арабские ковры дороже берберских, и чем больше узелков на обратной стороне ковра, тем он ценится выше.

Совсем иначе выглядят кварталы кузнецов и металлистов. Здесь груды железа, звуки ударов молота по наковальне, скрежет пил и напильников, пламя печей и искры сварки, дым с металлической пылью вперемежку.

Многолюдно, тесно, шумно, экзотично, захватывающе интересно, но и небезопасно для кошелька. За туристами следят десятки вороватых глаз. Чуть зазевался, оставил сумку открытой или положил кошелек в легко доступный карман, и можно с ним распрощаться. Ловкие руки вора тут как тут, вы даже ничего не почувствуете, несколько манипуляций пальцами – и денежки уплыли. Именно так у меня и вытащили из кармана брюк кошелек на базаре в Фесе. Сам виноват – слишком увлекся фотосъемкой. Через несколько часов хождения по медине голова идет кругом, и сознание точит единственное желание - поскорее выбраться из этого кошмарного места. Выбравшись, чувствуешь большое облегчение. Но уже на следующий день снова тянет на базар.

Владимир Савельев, фото автора

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход

Оставьте отзыв

Отменить ответ

Популярное

Exit mobile version