История этого монастыря началась во времена византийского императора Константина. А точнее сказать, святого равноапостольного императора, который во время одной из своих битв увидел на небе крест и надпись на нем "Сим победиши".
Легенда повествует, что именно после этого знамения обратился император в православную веру и послал свою престарелую мать, тоже святую и тоже равноапостольную царицу Елену в разрушенный Иерусалим на поиски Креста.
Многое нашла Елена на Святой Земле, а чего найти не удалось - царским указом постановила: "Это было здесь!".
С тех пор уже семнадцать столетий прошло, но никто особо мнение царицы не оспаривает, места, установленные ею, почитаются как святые, и мы с вами по ним еще не раз пройдем.
|
Говорят, что и монастырь этот был ею постороен и освящен. Ну не сам монастырь, а церковь на том самом месте, где по преданию росло дерево, из которого и был вырублен Крест.
Животворящий же Крест был тоже найден ею в могиле, куда римские воины побросали тела двух разбойников, распятых вместе с Иисусом. То есть, скелетов там нашлось два, а крестов - три.
Крест этот был абсолютно не похож на два остальных, срубленных на скорую руку из первого попавшегося дерева.
Правда, чтобы найти его, святой Елене пришлось на неделю усадить в колодец несговорчивого еврея Иуду Кириака, после чего он просветлел и охотно указал царице место погребения.
Как выяснилось, на месте этом нечестивцы успели выстроить храм Афродиты, но неутомимая царица наняла рабочих, которые быстренько порушили храм и откопали Крест.
|
Вход во внутреннюю часть монастыря
Над входом картина, изображающая Лота, поливающего дерево (нажмите мышкой для увеличения) |
|
Крест оказался воистину Животворящим, о чем имелось немало свидетельств того времени. Более того, о чудесах, творимых Крестом, в Византии знал любой бродяга, а уж в столице империи граде Константинополе знали поголовно все!
При таком обилии свидетелей, хоть и давно умерших, грех сомневаться, что именно так и обстояли дела в те времена.
К сожалению, Крест в том виде, как его отыскала Елена, до наших дней не сохранился, и в силу различных обстоятельств, главным образом, из-за покушений со стороны мусульман, был распилен на части и честно распределен между различными церквами и конфессиями.
|
Внутренний дворик монастыря
Справа у входа - щиты с описанием монастыря и легенды о Лоте
|
И что самое интересное, из всех известных ныне его частей, ежели сложить их вместе, получится не один, а множество крестов. И это заставляет усомниться в благонамеренности монахов, зачастую выдающих за части Животворящего Креста простые куски древесины.
Однако доподлинно известно, что самая большая и ценная часть Креста осталась в Иерусалиме, в Храме Гроба Господня.
Хранится она в специально отведенной комнате - православной сокровищнице, правда доступ к ней имееют далеко не все православные.
Зато частичку Животворящего Креста охотно выдают "на вылет с возвратом" православным космонавтам, то ли в качестве святой реликвии, то ли просто в качестве оберега.
Как видите, страсти вокруг Креста не утихли и по сей день, что лично мне кажется совершенно неискренним.
Уж если есть на Земле такая святыня, как Крест Животворящий, лучше всего уберечь его от всевозможных спекуляций и махинаций!
Но вернемся к монастырю Креста ...
Заложен он был на месте, где росло то самое дерево, из которого Крест был вырублен. Правда дерева этого к моменту Распятия уже не существовало. Его срубили во времена царя Соломона, и надеялись использовать для чего-то в Храме, но так и не использовали, и пролежало оно там почти тысячу лет без нужды.
Странно, что Навуходоносор, разрушая Храм, и грабя его содержимое, не обратил внимания на простое бревно, лежащее на заднем дворе.
А если бы прихватил с собой в Вавилон? Может все иначе и сложилось бы ...
Но не знает История сослагательного наклонения.
Православные греки, нынешние хозяева монастыря, этой версии не придерживаются, а валят всю вину на первосвященника Кайфу, якобы отдавшему распоряжение это дерево спилить, и Крест из него изготовить для Распятия тут же, на месте.
Об этом вы прочтете на отпечатанном на плохом принтере и увеличенном до размеров щита листе, прикрепленном у входа в монастырь.
|
Должен заметить, что греки эти особой щепетильностью и уважением к традициям и истории никогда не отличались. Монастырь достался им, как сейчас любят говорить в России, "на халяву". Так что они не только легенду переврали и первосвященнику приписали неприписуемое, но и древние фрески, выполненные грузинскими мастерами, "отреставрировали", замазав надписи на грузинском и написав поверх них свои, на греческом.
Даже знаменитую фреску с автопортретом Шота Руставели исковеркать успели, хорошо, что реставраторы сумели потом отскоблить эти их художества.
|
Шота Руставели
На фреске внизу Шота изобразил самого себя
|
Легенду о том, как Лот, ужаснувшись от факта родительского кровосмешения, бежал и каялся дяде своему Аврааму, вы тоже прочтете у входа в монастырь.
И как Авраам вручил ему три посоха, некогда забытых у него ангелами, с напутствием идти в наши края и посадить эти три посоха в землю.
И усердно поливать водой из Иордана. А речка Иордан от того места была, на минуточку, в 35-40 километров пути, не менее! Да еще и пересыхала в жаркое время года.
Но Лоту было строго-настрого заповедано: не вырастишь из палок дерева - не видать тебе прощения Господня!
И пробегал престарелый Лот ежедневно этот путь, сначала вниз, в долину Иордана, а потом вверх, к дереву. Да еще по дороге был обычно искушаем Сатаной.
Без этого в наших краях не бывает, увы.
Зато вырастил Лот "триединое" дерево (гибрид кедра, сосны, и кипариса), и на месте этого дерева теперь крипта.
И вы воочию можете убедиться, что сие дерево тут действительно произрастало, а иначе зачем же крипту строить?
А первосвященник Кайфа о дереве этом ни малейшего представления не имел, да и иметь не мог, ибо в Библейских текстах об этих стараниях Лотовых вы не найдете ни слова!
А уж первосвященник был с Библией знаком получше греческих монахов, иначе какой же он первосвященник?
Бытует, правда и другое мнение по поводу так называемых "апокрифических" легенд, которые иногда именуются "Священным Преданием", в отличие от "Священного Писания", официально признаваемого Христианской Церковью.
Так что по поводу Лота и дерева, как говорил герой одного фильма, "хотите верьте, хотите - нет", а что Крест Животворящий существовал и творил чудеса - тут никаких сомнений быть не должно!
Монастырь Креста интересен прежде всего тем, как люди, искренне верившие в чудо Животворного Креста, в течение многих столетий создавали неповторимый его облик.
Вв их числе был и монах по имени Шота Руставели. Возможно, что тот самый, чьим именем назван центральный проспект в Тбилиси, и которому принадлежат мудрейшие слова: "Что ты спрятал - то пропало, что ты отдал - то твое!".
Говорят, что автор "Витязя в тигровой шкуре" последовал в Иерусалим за гробом горячо любимой им царицы Тамар, которая завещала похоронить себя на Святой Земле. И здесь этот блестящий царедворец принял монашеский обет, и вместе с остальными монахами-грузинами расписал стены монастыря.
Грузинам не очень повезло на Святой Земле. Их отсюда то выгоняли, то разрешали вернуться снова. В конце концов, монастырь был продан грекам, что называется, "с молотка".
Но росписи XII века сохранились до сих пор, вместе с другими, более поздними. И ради этих уникальных фресок, в которых явно чувствуется Рука, Водившая кистью мастеров, мы с вами и отправимся в Монастырь Креста!
И еще. Если вам интересны истории о заброшенных кладах и погребенных сокровищах, вам - сюда! Ибо существует поверие, что где-то под стенами монастыря зарыта золотая менора.
Да, да, та самая храмовая менора, увезенная Титом в Рим в 70 году после разрушения Иерусалимского Храма. Изображение похищенной меноры на арке Тита в Риме видели миллионы, а вот саму менору с тех пор никто не видел.
Говорят, что ее отвоевали у римлян и вернули в Иерусалим и она хранилась в монастыре Креста.
Потом ее для верности упрятали, да так далеко, что никто до сих пор найти не смог. И свидетелей, увы, уже давно нет в живых...
До новых встреч!
Ваш гид по Иерусалиму и Израилю,
В.К.
|
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход