Туристические отзывы
Нидерланды

Весеннее путешествие по Нидерландам и Бельгии

Голландия не ограничивается Амстердамом, это понятно. Голландия — это множество маленьких, почти игрушечных городков, это бесконечные четко прорезанные каналами поля и пасущиеся на них овцы, это мельницы, сыр и тюльпаны, это сельская идиллия, к которой сами голландцы относятся как к национальному символу. Понять, что представляет собой Голландия, невозможно без таких деревень, как Заансе Сханс или Волендаам, или без таких городков, как Делфт.

Голландия не ограничивается Амстердамом, это понятно. Голландия — это множество маленьких, почти игрушечных городков, это бесконечные четко прорезанные каналами поля и пасущиеся на них овцы, это мельницы, сыр и тюльпаны, это сельская идиллия, к которой сами голландцы относятся как к национальному символу. Понять, что представляет собой Голландия, невозможно без таких деревень, как Заансе Сханс или Волендаам, или без таких городков, как Делфт.

ЗААНСЕ СХАНС — небольшая деревушка, где вертятся крылья пяти мельниц XVII века и изготавливают сыр по старинным технологиям. По маленьким улочкам деревни бродят туристы, гуси и овцы, в сыроварне рассказывают о технологии производства, дают попробовать пару кусочков уже изготовленного сыра и чего-то под названием «заанская горчица». В сувенирном магазинчике обнаружилась родная сестра парижской овцы, произведённая, видимо, всё теми же трудолюбивыми китайцами. Вдоволь налюбовавшись на мельницы и игрушечные домики заанцев, отправляемся в ВОЛЕНДААМ — небольшую рыбацкую деревушку на берегу бывшего моря Zeiderzee. Главная задача гастрономического характера — поесть знаменитой голландской селёдки, причём именно так, как и положено, взяв её за хвост и высоко подняв надо ртом (гаагскую скульптуру на пляже Scheveningen, изображающую едоков селёдки, мы увидим позже), и не менее знаменитого копчёного угря. Для этого был выбран небольшой ресторанчик на набережной с видом на яхты и рыбацкие лодки в порту. И, конечно, очаровательные домики на улочках Волендаама!

ДЕЛФТ, который ещё в старину получил название «спящего города», с первого взгляда подтверждает своё название (в переводе с нидерландского название города означает «канал»). Лёгкая пасмурная погода и цветущие каштаны вдоль многочисленных нешироких каналов, маленькие мостики, переброшенные через них, узкие средневековые улочки и двух- или трёхэтажные дома в два окна шириной — таким и встретил нас город. Совсем как на картинах Вермеера. Сохраняемая постоянность Oude Kerk, где и похоронен великий голландец, и падающая в воды Старого канала Oude Delft готическая колокольня. Голландская готика не похожа на французскую, она строга и сурова, лишена каменного кружева и скульптуры. Вообще, не надо быть знатоком, чтобы запомнить названия голландских церквей — в каждом городе есть свои Oude Kerk и Nieuwe Kerk, соответственно Старая церковь и Новая церковь. Между делфскими разница всего триста лет, постройка Nieuwe Kerk была закончена в XVI веке. С тех пор церковь гордо несёт 109 метров своей грандиозной колокольни над Рыночной площадью Делфта. Вход в обе церкви платный — 3 евро, но один билет действует в обеих. Кроме того, что в этой церкви похоронен принц Вильгельм Оранский, она примечательна витражами, в том числе изображённым здесь Петром Первым. Напротив Nieuwe Kerk находится здание городской ратуши, буквально местный Дворец бракосочетаний. Кстати, наблюдали вышедшую на крыльцо ратуши молодую пару, принимающую поздравления от размахивающей разноцветными воздушными шарами толпы родных и друзей. Мы были в Делфте 1 мая и, увы, не могли оценить знаменитый рынок, работающий по четвергам, где можно купить практически всё. Но получили огромное удовольствие, прогулявшись от ратуши до Oude Kerk вдоль Старого канала. Впечатление средневекового города нарушают лишь небольшие уличные кафе и многочисленные велосипеды, без которых представить себе голландские города невозможно. Делфт хранит память о многих выдающихся людях, среди которых Отец Отечества Вильгельм Оранский и замечательный художник Ян Вермеер, легендарный адмирал Мартин Тромп и не менее легендарный пират Питер Хейн, ставший адмиралом и командующим флотом Нидерландов, философ и поэт Гуго Гроций. К сожалению, времени было не так много, прикупив традиционный делфтский сувенир из белого фаянса с нарисованными мельницами, вращающими синими крыльями и сфотографировавшись у огромного синего сердца, мы уехали в Гаагу.

ГААГА — это огромное количество официальных международных организаций, посольств и консульств, это Международный суд ООН (который русскоязычный гид настойчиво именовал всемирным), это парламент и место пребывания нидерландской королевы Беатрикс. У Королевского дворца останавливаться нельзя, но мы вышли, повергнув в шок местного полицейского. В отрывочных воспоминаниях сохранились готический Ridderzaal, или Рыцарский зал (собственно парламент), короткая остановка у Дворца мира (где и заседает Международный суд) с попытками что-либо разглядеть через ограду против солнца и, наконец, остановка на пляже Scheveningen, расположенном в северо-западной части Гааги. Этот пляж считается самым популярным в Нидерландах. Музей нидерландской живописи Mauritshuis и миниатюрные Нидерланды в Madurodam остались на следующий раз.

Бельгия другая. Это не открытие, это констатация факта. Другая не означает «плохая» или менее интересная. Впрочем, большей частью Бельгия промелькнула за окнами автобуса, но оставила тёплые ощущения от доминирующего французского языка в Брюсселе. «Bonjour» и «Merci, madam» звучали музыкой для моих уставших от нидерландского языка ушей. Поездка поместилась в один день из Амстердама и обратно, включала Антверпен и Брюссель. Сложно сказать, насколько интересны оба города (не берусь описывать то, что видела всего лишь из окна автобуса), но от увиденного в свободное время впечатление большое.

АНТВЕРПЕН — это, прежде всего, брабантская готика собора Богоматери и Рубенс внутри него. Фактически Антверпен начался с Grote Markt (Торговой площади) и ренессансной городской Ратуши, расцвеченной разнообразными флагами (на втором этаже второй справа — российский). Удивившись отрубленной руке, из которой бьёт струя воды фонтана Брабо (рука — это всё, что осталось от местного таможенника, слишком строго исполнявшего свои обязанности, и её держит, как и положено, герой-победитель), и массовому ажиотажу туристов, фотографирующихся на его фоне, уходим к собору Богоматери и Рубенсу (2 евро за вход). Сам собор с 123-метровой колокольней впечатляет характерными островерхими готическими сводами и большими окнами, многочисленными архитектурными элементами и скульптурами. Настоятельно рекомендую зайти внутрь собора, а четыре картины Рубенса и представлять не надо, они сразу привлекают внимание характерным стилем: пухлых и мускулистых героев библейских страниц не перепутать ни с кем. Правда, несколько странно видеть их в церкви. Детали собора можно рассматривать бесконечно, удивляясь и их разнообразию, и утончённости кружевной архитектуры верхней части башни. Обходим собор от центрального входа справа и выходим на Groenplaats (Зелёную площадь), где находится памятник знаменитому живописцу фламандского барокко. Говорят, что в городе запрещено ставить памятники политическим деятелям, а вот художникам — пожалуйста. Как бы то ни было, вид на памятник Рубенсу на фоне громадины собора впечатляет.

БРЮССЕЛЬ. Впечатления о городе можно разделить на две части. Первые — о большей части города из стекла и стали. Неужели Брюссель решил обогнать все европейские города по числу небоскрёбов? И совсем другие впечатления от Старого города. Площадь Grand Place — одна из самых красивых площадей Европы (хотя моё сердце покорено Лувром с пирамидой и place du Carrousel). Кружевная архитектура Городской ратуши и Королевского дома — та же неоготика. А 2 мая всю площадь заполнили разнообразнейшие чучела из самых разных материалов. Ещё несколько минут, и толпа туристов выносит к писающему мальчику (размер скульптуры небольшой, что-то около 30 сантиметров). Во всех сувенирных магазинчиках Брюсселя есть многочисленные его копии, включая шоколадные. Пожалуй, такого разнообразия в использовании одного из символов города я не видела нигде. Взгляд задерживается ещё и на Notre Dame du Sablon (церковь Богоматери на песке), которая напоминает парижский собор. Сидя на скамейке в парке напротив собора, находим отличия. Что ж, пора возвращаться в Амстердам. Впрочем, вкуснейшее фруктовое пиво (да простят любители пива чешского), вкуснейшие шоколад и вафли (на улочке недалеко от Grand Place самые вкуснейшие вафли с фруктами, сливками, шоколадом за 5 евро) остаются неотъемлемой частью впечатлений. Очевидно, что в Брюссель надо приехать отдельно на несколько дней. Например, из Парижа.

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход

Оставьте отзыв

Отменить ответ

Популярное

Exit mobile version