Как я писала путеводитель по Риге для издательства «ЭКСМО»
Действующие лица и исполнители:
Наталья – путешественница и графоманка, ваша покорная слуга
Марина – со
Действующие лица и исполнители:
Наталья – путешественница и графоманка, ваша покорная слуга
Марина – сотрудница издательства «ЭКСМО», некая Марина Гусева (фамилия изменена, а вот авторские орфография, пунктуация и стилистика оставлены без изменений).
Часть 1 – Знакомство
Из гостевой книги на моем сайте http://www.talusha1.narod.ru/:
14.11.08. Здравствуйте, Наталья! Я являюсь представителем крупного московского издательсва. Выпускаем, в том числе серию популярных оригинальных путеводителей. Сейчас в разработке Рига и Вена. Хочу предложить Вам стать автором. Свяжитесь со мной по e-mail: хххх@mail.ru. Оставьте свой телефон. Я Вам позвоню. Или спишемся. Думаю, мы сможем плодотворно посотрудничать. Жду Вашего ответа. Марина.
Из почты:
14.11.08. Добрый вечер!
Мой телефон +7.903.200.хх.хх.
Или можно по почте, я оперативно отвечаю.
Наталья
17.11.08. Наталья, здравствуйте!
Большое спасибо, что ответили. Прочитала Ваши рассказы о Латвии. Пишите интересно. Ваш стиль сродни нашим Путеводителям. У меня есть предложение - написать путеводитель по Риге. Конечно, придется дорабатывать тему. Более тщательно проверять факты. Более полно изложить маршруты и некоторые темы, детализировать их. Но думаю, у Вас это получится. Нам нужен авторский незаезженный текст, живой, легкий, с оттенками иронии.
Пожалуйста, черканите пару слов о себе, чем занимаетесь, есть ли у Вас время (путеводитель пишется 1-2 месяца). И интересна ли Вам подобная работа. Если да, я вышлю Вам структуру путеводителя и мы обговорим все детали. Очень жду Вашего ответа.
С уважением, Марина.
Из моего блога на http://nat-ka.livejournal.com/ :
17.11.08. Письмишко пришло по почте... Мол, прочитала ваши рассказы, я представитель крупного издательства, хотим, чтобы вы написали для нас путеводитель по Риге, а потом, возможно, и по Вене. Напишите о себе, чем занимаетесь и т.п.
При этом "представитель крупного издательства" пишет с орфографическими ошибками и с мэйл ру, а не с корпоративного адреса....Скажите мне, люди добрые, это нормально, да? И второй вопрос: а денюх-то, денюх скока просить?:) И для тех, кто совсем в теме - смогу ли я части путеводителя этого, мной написанные, класть, скажем, в свой жж?
19.11.08. Пишу отдельным постом, чтобы сразу всем рассказать о дальнейшем развитии событий.
Девушка вчера прислала мне некий текстовый файл, где расписана структура путеводителя. В принципе, реальная структура-какие д.б. разделы и главы, на что акцентировать, какой объем по печатным знакам. Т.е. полноценным ТЗ это назвать нельзя, но что писать, мне в общем ясно. Выслали мне письмо (с мэйл ру), но встреча назначена в "Эксмо" на Войковской, завтра поеду. Рига, конечно, не Париж, по ней десять маршрутов не напишешь, но она обещала это обсудить. Кстати, насчет тестовых текстов: девушка написала, что образцы моих текстов у нее есть в ассортименте (ха-ха три раза), поэтому никаких тестов не нужно))
А теперь-вопросы:
1. стоимость такого труда на рынке мне ясна - 4-5 тыс. долл. за книжку в 200 стр., которая пишется до 2 месяцев, и аванс 30%. Но у меня просят еще фото каждой достопримечательности. Правильно ли я понимаю, что фото оплачиваются отдельно, или эта цена включает и фото к своему тексту?
2. нормально ли будет, если я попрошу текст договора и прочие документы, которые предполагается подписать, с собой для ознакомления? (то есть что это нормально, я понимаю, а вот есть ли такая практика в издательствах?)
Из почты:
19.11.08. …наша встреча состоится завтра, в четверг, в 19.30. Издательство "Эксмо". Адрес и схему проезда я Вам высылаю. Вам нужно взять с собой паспорт, у нас пропускная система. Вышлите, пожалуйста, свои данные: фамилию, имя, отчество. И подтвердите, что придете.
С уважением, Марина
Из блога:
20.11.08. Ездила сегодня вечером в "Эксмо", разговаривала с Мариной Гусевой, которая мне писала. Она оказалась дамой средних лет, довольно приятной. Сидела, читала мой рассказ по Мадриду и сразу сообщила, что очень вероятно, что с автором, которого она нашла на каком-то турсайте, не сложится, и сие творение отдадут мне. Показала несколько книг, уже написанных: хорошая бумага, высокое качество печати, симпатично смотрится - в общем, в руки взять не стыдно.
По существу.
За путеводитель по Риге предлагают 80 тыщ (то бишь чуть меньше 3 тыс. долл., минус 13%:), что меньше, чем озвученные уважаемыми френдами 4,5-5 тыс. Каждый город у них стоит отдельных денег, видать, Рига не очень высоко котируется. В эту сумму уже входит стоимость около 70 фото, которые я предоставляю для книжки (про формат пока ничего не сказали). Для авторов, которые выпускают у них первую книжку, предоплата не предусмотрена, если будут вторая и т.п. книжки - тогда да, будет аванс. И, наконец, в подтверждение того, что мы с ней друг друга поняли, я должна написать маршрут по городу (предполагается, что по городу будет проложено несколько тематических маршрутов), и если все ок, тогда со мной заключается договор.
Есть 2 варианта оплаты моего труда: либо фиксированная цена в 80 тыс., и тогда я на 10 лет отказываюсь от прав на текст (и фото?), либо я получаю проценты с тиража...
Что меня смущает:
1. стоимость-т.к. я уже настроилась на бОльшую сумму (включая фото).
2. отсутствие аванса (что ей мешает собрать по главе от нескольких авторов и никому не заплатить, при этом я даже претензии предъявить не смогу, т.к. договора еще не будет).
3. пресловутый тестовый маршрут - у нее перед глазами масса моих текстов...
Что привлекает:
- делать то, что я и так делаю, но на ней раз не бесплатно))
Из почты:
01.12.08. Резюмирую по итогам телефонного разговора:
1. завтра вечером вы ждете от меня переработанные маршруты (сменить названия на более броские),
2. в течение недели (до понедельника утром) - переписать маршрут 1:
2.1. разбить маршрут на "Рига за 3 часа" и "Средневековая Рига", при этом описанное в "Риге за 3 часа" вторично во втором маршруте не описывается, а дается ссылка на первый маршрут.
2.2. первая точка каждого маршрута: описывается, как туда попасть
2.3. путь между точками маршрута обозначить четко и более подробно
2.4. поменьше истории, побольше авторского видения места.
Ничего не забыла?
Наташа
01.12.08. Ок. Все верно. Уточнение: поменьше истории, значит, поменьше кондовых сухих пространных повествований. Историю нужно давать легко и занимательно. Исторические врезки тоже уместны. Но пусть это будут интересные нестандартные вещи. Только не впадайте в крайность. А то сейчас всю историю вообще повыкините. Смысл в том, чтобы человек по путеводителю хорошо ориентировался на местности и ему было интересно и увлекательно. Побольше оригинальных вещиц. И легкий стиль. Думаю, у Вас все получится.
Марина.
04.12.08. Добрый день, Наталья!
Отправляю подкорректированный список тематических маршрутов. Хотелось бы получить нечто подобное. Маршруты могут быть короткими. Главное - разнообразие, оригинальность и нескучность.
Позвоню позже сегодня.
Марина.
Из приложенного к письму перечня маршрутов (в скобках указано, какой вариант предлагала я):
1.Маршрут по «тропам» Средневековья, Или в поисках приключений, рыцарей и романтики
2. Маршрут сказковтирательный, Или Легенды и мифы древней Риги (Легенды и мифы древней Риги)
3. В главной роли – Рига, или По местам боевой славы штандартенфюрера Штирлица
4. Экскурсия по нескучному модерну, или Что вытворял в Риге отец Сергея Эйзенштейна (Рижский Гауди Михаил Эйзенштейн)
5. Экскурсия по забавным памятникам, или Воспринимайте Ригу с юмором (Забавные памятники Риги)
Важно: Упоминание о рождении в Риге известных юмористов – Райкина, Задорнова, фестивалей юмора в Юрмале.
6. Взятие рижских высот, или Вы – в пролете… (Пролетая над городом, или смотровые площадки Риги)
Переписка по аське с мужем и друзьями:
муж (19:18:06 4/12/2008)
интересно, в их римском путеводителе есть маршруты:
- все художники - пидорасы
- калигула и здесь делал ЭТО
- загоним папу в замок ангела (для продвинутых туристов)
xxxx (19:20:21 4/12/2008)
"Выбираемся из замка вместе с Челлини", ага
yyy (19:21:21 4/12/2008)
А папу надо джойстиком туда загонять?
Про Калигулу не так - "И с Калигулой тут сделали ЭТО"
yyy (19:22:06 4/12/2008)
Ещё можно "Спальные места на Тибре" - для самтуристов-неудачников или экстремалов.
Из блога:
12.12.08. Звонила мой издатель - просит переписать тестовую главу в новой редакции (третьи выходные буду этой фигней маяться: опишите как идти оттуда дотуда подробно, поверните направо, поверните налево и пять шагов вдоль зеленого дома). Еще и выговаривает мне: мол, у меня все авторы сразу пишут, а вы месяц одну главу мучаете...
А на вопрос, кто целевая аудитория книг, ответила, что "все". Не сдержалась, сказала, что имхо, их целевая аудитория - несамостоятельные бабушки)) Она обиделась и сказала, что вон она тоже не была в Риге и не понимает, что значит "по подземному переходу от вокзала перейти в Старый город". Она утверждает, что их читатели книг - и опытные самтуристы. Хе-хе)
16.12.08. Фото для путеводителя - как вам требования?
Фото - формат jpeg или tif. Разрешение 300 dpi. Размер 20х30.
И таких фото надо в идеале 200 штук. Интересно, они всерьез думают, что им кто-то такие фото принесет?
Насколько я в теме, такие фото делают проф. техникой для суперглянца вроде Космо...
Это каждое фото должно быть 8 мегапикселей.
Из комментариев к этой записи:
«забавно. неоправданно завышенные требования к качеству. для путеводителя, как мне кажется, надо максимум пять качественных картинок с разрешением вдвое меньшим, и штук 50 маленьких, 5x5 см. Вы ж не фотоальбом делаете.
кроме того, в Риге в принципе нечего фотографировать в таком количестве. конечно, можно снимать каждый интересный дом, но это будет уже архитектурно-документальная съемка, интересная единицам специалистов.
Я фотографировал в Риге раз десять, но больше 50 карточек, скорее всего, не собрал бы. На той же Фотолии уникальных объектов - максимум 30...»
17.12.08. Приложение к договору:
Описание создаваемого Автором по заказу Издательства на условиях вышеуказанного
авторского договора заказа литературного произведения под рабочим названием «Рига» в серию «Оранжевый гид».
Описание основных достопримечательностей города, разработка маршрутов по городу, подготовка глав об истории, образе жизни, культуре, рейтингов и описаний отелей, магазинов, клубов, ресторанов. В книгу также входит комплект фотографий большей части описываемых достопримечательностей, а также основных экспонатов в описываемых музеях, особо выделенных в тексте местам, отелей, магазинов, клубов, а также по 1 фото характеризующему население, архитектуру в целом, фотографии рекомендуемых товаров в магазинах, 1 фото городского транспорта, 1 фото основного национального блюда и 15-20 уличных фотографий для оформления разделов (общее количество – не менее 200 штук).
1. они разве не знают, что в музеях нельзя снимать?
2. где я возьму фото клубов?
3. кто-нибудь снимает товары в магазинах? трамваи? еду в тарелке:)
Они меня с ума сведут))) зато НЕТ в договоре требований к качеству фото, ляляля.
Настораживает, что в первоначально высланном ТЗ было указано 50 фото, а сейчас внезапно появилось 200.
Из почты:
16.12.08. Марина, добрый день!
А с кем я могу обсудить характеристики фотографий и всякие тонкости по качеству и разрешению?
Наталья
Я же Вам все сбросила по фото. А что надо обсуждать?
Марина
Дело в том, что фото с подобными параметрами делаются проф. техникой, и я предположила, что ваши коллеги, работающие с фото, просто заложились по верхней планке качества)) При 300 dpi размер моих фото составляет 13,55*10,16.
Наталья
Наташа, давайте решать вопросы поэтапно. Сначала - текст, потом - фото. Если мы не будем ставить высокие планки по исходникам, то про качество книг - что говорить. Предоставляете все фото, согласно ТЗ. Недостающие будем добирать по фотобанкам. Единственное, что я точно не приму - это фото с интеренета.
Марина
17.12.08.
Марина, доброе утро!
Могу я получить текст договора заранее, он же типовой у вас?
Я бы хотела показать его своему юристу.
Наталья
Я вам вышлю договор по почте для ознакомления.
Марина.
ОК, договор получила, передала своему юристу.
Кому можно задать несколько вопросов по тексту договора?
Наталья
Мне. Присылайте в письменном виде.
Марина
Лично у меня возникли следующие:
1. значит ли из пункта 8.5, что я вообще больше не могу писать о Риге? или могу, но чтобы это не являлось какой-либо переработкой текста, который написан для вас?
2. значит ли исключительное право на фото, что я должна убрать использованные для путеводителя фотографии из своего блога и со своего некоммерческого сайта? (в этом случае это будет интересно еще и тем, кто сможет мне предоставить недостающие фото)
3. 80 тыс. - это сумма нетто, или на руки получается 80 тыс. - (80 тыс.-20%)*0,13?
3. могу ли я попросить поставить на обложку не мое имя, а псевдоним, и где это может быть прописано?
4. нужно ли оговаривать в приложении к договору, что в книге будут прописаны благодарности (людям, к примеру, давшим недостающие фото?)
5. предлагаю продлить срок сдачи до 15 февраля
6. 200 фото для Риги - очень большое количество, такого числа достопримечательностей там просто нет, мы об этом говорили.
Наталья
22.12.08. Марина, высылаю вам договор с правками.
Красным помечено то, что хотелось бы убрать, зеленым-то, что предлагается вписать.
Если ваши юристы хотят что-то уточнить или обсудить - я на связи.
Наташа
Из моего блога:
Текст договора с издательством с пометками – вдруг кому-то пригодится:
http://nat-ka.livejournal.com/230257.html
Для внесения правок использовался полезный опыт Алекса Экслера и его советы по данному вопросу. Также благодарю своих товарищей, которые проконсультировали по данному вопросу.
Из почты (переписка с моей виртуальной знакомой, по образованию юристом):
С:«У нас были какие-то совсем другие требования.
Подозреваю, что может это другие путеводители, другой серии? Или у них требования изменились.
У нас требований к фоткам 5 Мб не было! Это ж практически размер для рекламных плакатов :)))
Фотки были обычные наши и друзей (мы пытались договориться с редакцией, чтоб друзьям поставили в книге благодарности)».
Н: «Мне уже очень не нравится, как моя редактор пытается "подгрести" маршруты под стиль желтой прессы( ну ты представь: маршрут про рижский югенд под заголовком "что творил в Риге отец Сергея Эйзенштейна"...или маршрут по смотровым площадкам с заголовком "вы в пролете"((( Я бы такую книжку не купила ни за что...»
С: «О, это просто прикол! Узнаю стиль "оранжевых". :))) У нас было то же самое. Наш первый текст вообще завернули, сказали, что "слишком перегружен историко-культурными справками, надо легче, живее". Еле подстроились в итоге. Честно говоря, мне тоже гораздо интереснее читать путеводители несколько иного рода. А вот этакая легкость - расчет на какой-то уровень туриста ниже среднего. У меня вообще было ощущение, что этот путеводитель хорош для туриста, который хочет приехать в чужой город, чтобы поесть, развлечься в ночном клубе, заняться шоппингом, ну и мимоходом прогуляться по каким-нибудь креативным маршрутам. :))) Но такой уж у них стиль. И мы поставлены в его строгие рамки».
Н: «Вы вносили какие-то изменения в договор, или типовой подписывали?»
С:«Они сразу и категорически отказались от внесения каких-либо изменений в договор, поэтому подписывали типовой, к сожалению. :(«
Из почты:
24.12.08. Марина, добрый день!
Вы получили вопросы и договор?
Наталья
Да.
Из блога:
25.12.08. Я в некоторой растерянности...
На прошлой неделе отправила редактору список вопросов по договору - ответа не получила. В понедельник отправила ей договор с правками - ноль реакции. Написала в среду - мол, вы получили договор? Ответ был краток: да.
Что я должна думать? Правильно, что почитали юристы компании мои правки и решили, что со мной возиться слишком хлопотно и надо найти другого автора.
Но я решила пойти до конца и написала редактору вот такое письмо:
"Марина, добрый день!
Не могли бы вы дать мне знать, в каком состоянии наши с вами дела и продолжать ли мне работу над главами в соответствии с графиком?
Наталья"
Ну, мол, если вы решили меня послать, то уж пошлите и я буду жить себе дальше спокойно, графоманя свои рассказулины)))
Ответ удивил...
"Я, честно говоря, ждала от вас обещанные главы в понедельник. Договор передан юристам. Но в таком темпе не знаю, далеко ли мы уедем. Договор-то мы корректируем, а работы вашей я не вижу.
Марина"
Нормально? мол, договор еще не подписан, но работу сдайте немедля согласно графику.
И как бы вы ответили на моем месте?
И почему у меня ощущение, что редактор считает, будто я ей всем в жизни обязана???
25.12.08. Марина, добрый день!
Не могли бы вы дать мне знать, в каком состоянии наши с вами дела и продолжать ли мне работу над главами в соответствии с графиком?
Наталья
Я, честно говоря, ждала от вас обещанные главы в понедельник. Договор передан юристам. Но в таком темпе не знаю, далеко ли мы уедем. Договор-то мы корректируем, а работы вашей я не вижу.
Марина.
Добрый вечер, Марина!
Главы готовы, просто от вас не было никаких вестей, поэтому я и уточнила, как мы работаем дальше. Поскольку это мой первый опыт работы с издательством, мне бы хотелось сделать все "по правилам": заключение договора, а потом - сдача работы. Было бы идеально, если бы договор был заключен до Нового Года, и я бы сразу вам сбросила все материалы, которые должна в этом году. Я уезжаю в отпуск 30.12, буду снова на связи 08.01, но почту, если что, постараюсь читать каждый день. И у меня к вам такой вопрос: я хотела написать в музеи Риги и несколько клубов, чтобы они дали фотоматериалы свои (фото интерьеров, к примеру), они, в принципе, не против, но спрашивают, для какого путеводителя фото. Могу я на вас сослаться, или не стоит?
Наталья
12.01.09
Марина, добрый день!
Со всеми прошедшими праздниками!
Как продвигается договор?
Наталья
15.01.09
Марина, добрый день!
Поскольку я до сих пор не получила от Вас ни слова о перспективах нашей дальнейшей работы и о том, как продвигается составление договора, я временно приостанавливаю работу над путеводителем по Риге. Прошу Вас связаться со мной и сообщить, продолжаем ли мы совместную работу или нет.
С уважением,
Наталья
Здравствуйте, Наталья!
К сожалению, мне сложно оценить, работаете ли вы над путеводителем в принципе. Поэтому особо не продвигаю ваш договор. Авторов очень много и договоров много, со всеми надо работать. Предпочтения отдаются тем авторам, которые быстро выходят на связь, активно пишут и сотрудничают с издательством в оперативном режиме. Это производство и бизнес. Времени на долгосрочную переписку просто нет. Книга стоит в плане и должна выйти в срок. Вы и автор по Мадриду начали работать практически в один день. Но путеводитель по Мадриду на сегодняшний день готов на 80 %, а от вас я получила только одну главу. Хотя вопросы с договорами решаются идентично. Соответственно, план надо корректировать. Что мы и сделали. Книга - она же не болтается сама по себе. Она - в производственном процессе. Естественно, я отдаю предпочтение авторам, которые быстро и грамотно пишут, владеют темой, их выгодно продвигать. Честно говоря, я просто не знаю, что делать с вами: стоит ли результат затраченных усилий. Ведь работы-то нет. Возможно, Рига - это не ваш город. И стоит попробовать себя в других темах. Может быть, там работа пойдет быстрее.
С уважением, Марина.
Здравствуйте, Марина!
Пока я работаю согласно составленному нами ранее плану.
Работа будет представлена вам, как я и писала ранее, после заключения договора.
Мне, как и вам, сложно оценить, работаете ли вы с договором, и какие вносятся правки.
Если автора по Мадриду устраивают такие условия, это прекрасно, но меня положение дел, при котором я выполняю работу при отсутствии договора, не устраивает.
Если вы отказываетесь от дальнейшего сотрудничества, прошу меня об этом известить.
Прошу учесть, что отправленная вам ранее глава и разработанные мной маршруты являются моей собственностью со всеми вытекающими отсюда последствиями.
С уважением, Наталья
Разумеется. Никто не собирается брать вашу собственность. Все авторы пишут эксклюзивно. На январь Риги в плане издательства нет. Время упущено. Рассмотрю варианты всех авторов, которые прислали заявки на написание путеводителя по Риге. И приму решение.
С уважением, Марина.
Собственно, на это наше общение с милейшей женщиной-редактором закончилось.
С нетерпением жду выхода в свет путеводителей по Мадриду и Риге (первый - потому что имею основания подозревать, что много чего уперто с моего сайта http://www.talusha1.narod.ru/travel/spain/spain_txt.html, второй - потому что маршруты и первую главу наверняка упрут).
Делайте выводы, дамы и господа!
Написанные же мной маршруты я публикую в своем журнале:
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход
Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
achadidi
06.06.2009 at 16:47
да ужшшшшшш
сочувствую, кучу времени потеряли...
впрочем судя по уровню путеводителей Эксмо, не всех, а таких, например, как Индия с Димтрием Крыловым ничего другого ожидать и не стоило. Полная лажа! а ведь это путеводитель, книга, по которой туристы ориентироваться должны.... а там ляп на ляпе... Видимо издательство это, ранее весьма уважаемое, теперь набирает графоманов, которые счастливы будут и тем, что их имя растиражировали и всего за 3 копейки...
Диана
30.07.2009 at 19:13
Наталья, так работают большинство издательств. Я сама автор путеводителей, знаю по личному опыту. С оплатой тоже пару недель промедления, с проверкой текста...это к сожалению норма работы наших ИД. Один плюс: "ЭКСМО", "Ракурс" и пр. не кидают.
Светлана
30.07.2009 at 21:55
Ув. Наталья, Ваши требования были справедливы. НО Вам было легче - Вам давали посмотреть уже вышедшие издания. Я - автор путеводителя "Золотое Кольцо" серии "Оранжевый гид". Можете посм. мой блог http://www.liveinternet.ru/users/3197872/.
Несмотря на ОЧЕНЬ большие трудности, книга вышла и готовится переиздание.
Готова поделиться опытом с авторами (но кратко).
Гость
04.08.2009 at 10:52
Бедная жертва веры в копирайт, не умеющая играть по чужим правилам. Сначала подписание договора, потом любые обсуждения глав и прочего. Ну не умеет Марина эта работать по-человечески. Ну, бардак у них с документооборотом. А шевельнуться и позвонить ее начальству? А связаться с юротделом их и вы...ть там всех пригрозив тем же копирайтом?
Гость_Сергей
09.09.2010 at 14:06
Эксмо еще как кидает. Бывало, что и на целую написанную книгу. И их договор - им в помощь. При том, что автор его стопроцентно соблюдает. Бодаться бессмысленно: теля с дубом не должен бодаться. Так что....((((((((((
Гость
13.11.2011 at 08:04
Уважаемая Наталья,
Если даже опустить мои гнусные подозрения, что этот "рассказ о путешествии" имеет весьма мало общего с путешествием, я всё же заинтересовалась им с практической точки зрения. У меня вопрос: неужели в России настолько "легко" относятся к путеводителям, что предлагают его написать человеку, к-рый пару раз был в городе А? Ничего личного, просто интересно.
Светлана
03.02.2012 at 00:49
Я так долго описывала мои отношения с издательством, как комментарий к данной статье и самому договору, что лучше читайте все здесь:
http://www.liveinternet.ru/users/3197872/post204370300//
Виктор
13.09.2013 at 13:55
Уважаемый Гость от 13.11.11, а сколько раз надо побывать в городе, чтобы написать о нём путеводитель? Три раза по два часа? Или один раз на 3-4 дня, и написать, пока информация свежая? Я путеводители, выпущенные ранее 2010 года, стараюсь даже в руки не брать