Путешествуем на автомобиле
Норвегия

12 дней в Норвегии

Сразу скажу, что цель написания этого рассказа – зафиксировать в памяти это замечательное путешествие и, может быть, помочь кому-то спланировать свой вояж в эту удивительную страну. А посему, бу...

Сразу скажу, что цель написания этого рассказа – зафиксировать в памяти это замечательное путешествие и, может быть, помочь кому-то спланировать свой вояж в эту удивительную страну. А посему, буду описывать все подробно в деталях, с цифрами и фотографиями.

Мы с моей женой - Натальей, давно мечтали о путешествии по этой стране. В нашем рейтинге стран она стояла уже который год на первом месте. Но всегда при выборе страны для отдыха преобладало желание погреться, и чтобы детишки были под боком. Как понимаете, Норвегия сразу отодвигалась.

Так продолжалось бы еще неизвестно сколько, но подвернулся случай, а, именно, прямо таки волшебная акция авиакомпании Norwegian (http://www.norwegian.no), о которой мы узнали от знакомых: 85 евро на человека туда-обратно. Было это в конце 2007 года. Решили взять на период между майскими праздниками. Хотя были подозрения, что в это время там может быть еще прохладно. Вообще, сомнений было много, так как до этого дикарями на автомашине в другую страну еще не ездили. Но они вышли на передний план только за пару месяцев до поездки, когда я приступил к планированию.

Планирование.

Дело это оказалось интересным, но очень кропотливым. Хотя может быть дело во мне – кто-то подошел бы к этому не так щепетильно…

Начал я с визы – узнал, что нужно для ее получения. Все очень подробно написано на сайте посольства http://www.norvegia.ru/. Со сбором документов проблем не возникло. Но требовались еще брони гостиниц, документ об аренде машины и маршрут по стране. Таким образом, я автоматически перешел к рассказам туристов, чтобы понять, что в первую очередь имеет смысл там посмотреть. Не обсуждалось одно – рыбалка в Атлантическом океане. Нельзя было упускать такую возможность!

«Помогло» то, что я свалился на неделю с гриппом. На работе, конечно, я не смог бы выделить этому так много времени.

Сформировав список мест, где надо было побывать, я решил забраться как можно дальше на север и там арендовать машину, а сдать в Осло. Второй вариант был - взять ее в Осло и сдать в самой северной точке. Выяснилось, что в таком случае стоимость аренды возрастает ровно в 2 раза. Я вспомнил, что видел в Испании поезда с платформами для автомобилей. То есть можно ехать в купе с комфортом, выспаться и по прибытию в пункт назначения отдохнувшим продолжить свое турне. Здорово!

Но, к сожалению, в Норвегии такого сервиса не оказалось. Хотя в соседней Финляндии есть.

Как в последствии оказалась - и слава Богу…

Вообщем, все подводило меня к тому, чтобы взять машину в Осло и, описав петлю по самым впечатляющим местам центральной и западной частям страны, вернуться в место старта.

С небольшим сожалением я вычеркнул из планов Нордкап – самую северную точку материковой Европы и Лофотенские острова. Может быть, до следующего раза - кто знает…

Так как аэропорт расположен в 50 км. к северу от Осло, то я решил по прилету в полночь с 30 апреля на 1 мая переночевать в отеле неподалеку от аэропорта. И далее держать путь на север по Е6 через Лиллехаммер до Трондхейма. К тому же, 1 мая в Норвегии тоже праздничный день, и конторы по прокату автомобилей в городе почти везде закрыты. В аэропорту – пожалуйста.

Выбирал из всех фирм, представленных на рынке Норвегии: Europcar, Budget, Sixt и Hertz. В итоге я решил доверить право катать нас по стране автомобилю от Hertz J (www.hertz-europe.com) Цены у них оказались существенно ниже. Да еще так получилось, что на их сайте я не заметил окошка, где надо было указать гражданство, и заполнил форму от британского лица. Получилось, что аренда машины класса Ford Focus на 11 дней обошлась нам в 4200 NOK (норвежских крон). Кстати, курс на момент нашей поездки составлял 4,789 рубля за крону. И только когда наши попутчики стали бронировать по нашим следам, выяснилось, что для разных народов мира предлагаются разные тарифы… Для русских сумма такого заказа оказалась почти на 100 евро больше. Я решил не мириться с такой несправедливостью и не стал переделывать свой заказ, решив разбираться с возможными проблемами уже на месте. К слову, никто ничего не сказал, и мы покатались по Норвегии как подданные ее величества)).

Маршрут я прокладывал с помощью Google Earth. Очень удобная программа. Для себя я решил, что максимальный дневной пробег, учитывая сложность их трасс и разрешенную скорость, должен составлять не более 300 км. Исходил из того, чтобы оставалось время на остановки для фото и трапезы, непредвиденные ситуации и изучение местности. Кстати говоря, максимально разрешенная скорость у них за городом – 80 км/ч, по городу – 50. Как правило. Но далеко не везде за городом Вы сможете ехать с такой скоростью!!! О дороге скажу позже пару слов…

В итоге я проложил следующий маршрут: Осло(аэропорт)-Лиллехаммер-Домбас-Трондхейм-Молде-Алесунд-Стрин-Гейрангер-Лердал-Восс-Берген-Ставангер-Прекестолен-Амот-Осло. Более детально ознакомиться с ним можно здесь: Карта

Дальше по этому маршруту я стал бронировать места для ночевок. Отели отпали сразу, т.к. дешевле 1000 крон было просто не найти. Искал кемпинги или хостелы. Хостелы – с английского – общежитие. Это хороший вариант для любителей недорогих путешествий. Там, как правило, предлагают кровать в общей комнате на 5-20 кроватей. Эти комнаты (дормы) делятся на женские и мужские. Когда хостелов набралось порядка 3-4 штук, один из наших попутчиков нашел представителей этой международной системы (http://www.hihostels.com) в Москве. Их членские карты, за 300 рублей на человека, дают 15%-ю скидку. Хорошая экономия! Получилось таким образом: нам с женой я бронировал двойные номера (дабл) за 700-750 крон, со скидкой получалось порядка 600. Ребята брали себе койки в дормах за 200-250, плюс та же скидка 15%. В стоимость входил завтрак, но не входило постельное белье. Отдельно его можно было арендовать за 70-100 крон. По их правилам также необходимо убрать за собой номер. Мы делали легкую уборку, но качество ее никто не проверял. Хостелы приходилось брать в крупных (по норвежским меркам) городах. Там, где была такая возможность, я заказывал кемпинги.

Нам очень понравился вариант размещения в так называемых cabin. Где была кухня, 2 спальни и комната отдыха с телевизором, диваном, столом и креслами. Стоимость такого кэбина 600-700 крон. Проблемой оказалось забронировать что-нибудь приемлемое по цене в Осло. Все 3 хостела были полностью забитыми. Пришлось бронировать виллу Frogner из международной же системы Bed & Breakfast (http://www.bedandbreakfasteuropa.com). Как оказалось в дальнейшем, самое экзотичное и приятное жилье на нашем пути. Стоимость 900 крон с завтраком и бельем.

Google показывал, что на маршруте следования нам также нужно было воспользоваться 10 паромами для переправы. Были опасения, что возможны большие интервалы в их движении и, соответственно, неконтролируемые задержки. Полазил по сайтам и понял, что можно забронировать только туристические по Geirangerfjord и по Sognefjord (http://www.fjord1.no/).

А остальные 8 ходят максимум через каждые полчаса. В итоге для бронирования был доступен только Lerdal-Gudvangen.

Ну а далее, где-то за месяц до поездки, со всеми этими бронями и другими документами я поехал в посольство. Час провел в очереди и без особых вопросов сдал все это в обмен на обещание сотрудницы посольства сделать визы за неделю. Все прошло гладко, и визу выдали в срок и ровно на столько дней, на сколько просил: с 30 апреля по 11 мая 2008 года.

За несколько дней до отбытия закупили мясные, рыбные и овощные консервы, сырокопченую колбасу, мюсли, лапшу быстрого приготовления, кофе, чай, сахар, лимоны и шоколад. Взяли с собой также кипятильник и термос. Сейчас понимаем, как это было грамотно!

Из вещей взяли дождевики, свитера, удобную обувь и рюкзаки…

День первый. 30 апреля. Прилет, первая ночевка.

Вылет из Домодедово в 22-15. Полет порядка 2,5 часов, и мы на норвежской земле в 22-55 по уже их времени. В самолете, к слову, не кормят. Ну не зря же они называют себя Low Cost Company)). Да и какое это имело тогда для нас значение, если мы уже начали осуществлять свою мечту?!!

Разговорчивые приветливые таможенники, небольшие блуждания по аэропорту (там есть Duty Free с гораздо большим ассортиментом, чем в Домодедово), вызов машины из отеля (а мы бронировали отель с трансфером), и через десять минут мы уже заселяемся. Небольшой уютный отель под названием Gardermoen Hotel. Номер с двумя двуспальными кроватями и душем с туалетом. Плюс завтрак. 1200 крон. По 600 с пары. Нормально для Норвегии…

День второй. 1 мая. В путь!

Первое утро выдалось хмурым, моросил мелкий дождик, +5-7 градусов. Н-да уж… С учетом того, что улетали мы из +20. Но тоже особого расстройства мы не испытали.

Стандартный, что называется континентальный, завтрак: мюсли, молоко, кефир, яйца, масло, хлеб, сыр, пара видов колбасы, джемы, чай, кофе… Нормально…

В 9:00 трансфер в аэропорт. На первом этаже – закуток с 4-5 фирмами по прокату авто. Hertz предлагает нам на выбор Golf 5, Skoda Roomster и Nissan Note. После недолгих колебаний берем Румстер из-за большего багажника. Как оказалось в последствии, мы не прогадали…

Точно не помню, но, по-моему, права даже не понадобились. На кредитке блокируют 2000 крон – залог за бензин, т.к. машину выдают с полным баком, и вернуть надо так же. И все – идем получать средство передвижения. Машинка нам сразу понравилась. На спидометре всего-навсего 425 км! В салоне немного пахнет новой машиной. Дизельная. Цвет – бежевый металлик.

Выезжаем со стоянки, немного проезжаем по 35-й дороге и встаем на трассу Е6 по направлению на север. Дождик усиливается.

Трасса – по полосе в каждом направлении. Разметка хорошая. Причем нанесена она в виде частых насечек. Наезжая на такую полосу, сразу хочется вернуться в исходное положение).

Запомнились также кавалькады мотоциклистов. Временами группы попадались по 50-60 единиц. И это было на протяжении 100-120 км. Мы их даже и не пытались считать. У меня сложилось впечатление, что их количество в целом равнялось количеству встречных машин.

Первый город для исследования был Лиллехаммер (140 км). Съехали с Е6 направо, остановились у МсДональдса. Туалет. Легкий перекусон сайрой, чай с лимоном. Ребята что-то берут в «ресторане». Те же гамбургеры, что и у нас, у них стоят 70-90 крон (350-450 рублей!).

Далее решаем ехать в музей под открытым небом "Мальхауген" - один из самых крупных норвежских музеев под открытым небом — 140 старинных бревенчатых домов с торфяными крышами. Одна ферма Бьёрнстад (Biornstad) состоит из 27 строений. На входе стоит довольно старый паровоз с вагонами. Ему порядка 100 лет. Впечатляет. Вообще, мы очень интересно провели там около 2-х часов. Дополняли картину утки и селезни, которые по-хозяйски расхаживали по всей территории. Потом глянули издали на олимпийские трамплины и двинулись дальше по Е6. В поисках бобслейной трассы, а она чуть дальше по шоссе, но уже слева, мы наткнулись еще на какой-то музей под открытым небом. Мы так поняли, что это был музей сельхозтехники. В том числе в миниатюре. Так, например, за 10 крон можно поуправлять игрушечным (в половину роста человека) эскаватором.

Ночевка планировалась в Домбасе. До этого исправно подсказывающий нам GPRS на этот раз помочь не смог. Пришлось спрашивать встречных людей. Ясно было одно, что это – направо, в горы. Но где конкретно, никто не знал. Вернулись назад на большой перекресток в центре городка и зашли в продуктовый магазин. Ребята пошли в интернет-кафе, мы с Наткой стали общаться с продавцом. Быстрее и точнее получилось у нас: продавец оказалась очень приветливой женщиной (впрочем, как и большинство норвежцев). Она позвонила в хостел по телефону, который мы ей дали и объяснила как добраться. Сфотографировавшись с трехметровым троллем на площади перед магазином, мы направились в хостел. Оказалось, что даблрум (doubleroom) это обычный дорм на четверых. Просто за 600 крон мы имеем право занимать его вдвоем. В нем 2 двухэтажные кровати. Причем нижняя также односпальная. На вопрос все ли хостелы оборудованы такими же хозяйка ответила, что скорее всего да. Мы немного расстроились, но следующие наши пристанища развеяли этот миф. Поужинав продуктами из своих запасов (впервые за долгое время заварили лапшу быстрого приготовления), мы без сил завалились спать.

День третий. Трондхейм. 2 мая. Пятница.

Наутро еще немного моросил дождь. На завтраке произошел неприятный инцидент. Ребята решили запастись бутербродами на обед. Набрали нарезанного хлеба, колбасы и сыра. Хозяйка это увидела и принесла мне (видимо решив, что в нашей группе я - «пионервожатый») табличку с расценками на ланч-пэкет (50 крон за 4 бутерброда). На выходе она насчитала им, почему-то, 400 крон, вызвав у ребят справедливый гнев. Мне пришлось извиниться за них, т.к. они не заплатили ни кроны и ушли к себе в дорм собираться. В итоге, мне пришлось выступить миротворцем, и хозяйка получила свои законные 50 крон. А молодежь получила от меня нравоучительную беседу. На этом инцидент, надеюсь, был исчерпан.

Встаем на Е6 и едем на север, в Трондхейм. Дорога забирается в горы, снега становится больше, немного закладывает уши. ЖПС показывает 860 м. над уровне моря. Затем дорога через скалы спускается вниз, и мы въезжаем в Трондхейм. На въезде, справа, стадион самого известного норвежского футбольного клуба «Русенборг». Проехав через центр и немного поплутав, подъезжаем к хостелу. Нам достается дабл на втором этаже с одной двухярусной кроватью. К нашей радости, внизу была полуторная кровать! Из широкого окна открывался вид на бухту. Покидав вещи, принимаем решение идти в центр города в информационный центр для туристов, чтобы узнать, где можно взять напрокат велосипеды. По ходу обследуем крепость Кристиансен, спускаемся вниз, переходим через красивый мостик и попадаем в самый центр города.

За пятнадцать минут до закрытия (15:45) вваливаемся в инфоцентр, что на площади Viking king Olav Tryggvason. Минут 10 ушло на то, чтобы разобраться в системе проката. Она следующая. Сам прокат стоит 70 крон с носа на сутки. Плюс 200 крон залога. В городе есть порядка 7-8 стоянок велосипедов этой системы. Что для такого городка вполне достаточно. Немного отступая, скажу, что Трондхейм – третий по численности населения город Норвегии. По размеру – как наш, например, Ковров))

Итак, Вы должны не реже, чем раз в три часа ставить на любой из этих парковок свой велосипед и можете брать снова. Его же или другой – не имеет значения. Парковки закрыты с 24 до 7 или 8 часов утра. Потому нам пришлось один раз проделать операцию по обмену. Велосипеды все одного образца: с заниженной рамой, высоким рулем и с четырьмя скоростями, что помогало передвигаться по весьма гористому городу. Сиденья не очень удобные и, надо признаться, что это дало о себе знать))

Итак, мы получили свои абонементы в виде пластиковых карт, взяли схему с адресами парковок великов и пошли…искать туалет. Отдельностоящих нам не попалось, поэтому решили зайти, по московскому обычаю, в МсДоналдс. Не тут то было – он у них на кодовом замке. Поискали в соседнем магазине и ни с чем вывалились обратно на улицу. Зашли в «Бюргер» - такая же система: на кассе при покупке дают шифр. Взяли кофе и мороженое (56 крон) и получили заветный шифр.

Дальше пошли к набережной, зашли в обувной (ширпотреб по московским ценам), зашли в рыбный магазин (Равенклоа) и не нашли по указанному адресу парковки. Обогнув квартал еще разок, решили дойти до соседней, на ж/д вокзале. Поплутав еще немного, находим парковку и наконец таки берем велики. За 4 часа объехали весь центр города. Понравился, конечно, собор Нидоросдом. Посидели на лавочке перед ним, обошли вокруг. Необычные скульптуры: Некто с какими-то отростками на теле держит в руках длинную сетку с чьей-то головой внутри. И некоторые из отростков уже с сеточками поменьше. Сумасшествие! Или двое целующихся. Обходишь их сзади и видишь, как сплелись их руки. Трогательно…

Там же впервые увидели группы молодежи, одетых в, как правило, красные комбинезоны (были варианты с черными и синими), кепки таких же цветов и со свистками. Некоторые разъезжали в красных расписанных белыми надписями микроавтобусах с громкой музыкой. Как мы потом узнали, это студенты так отмечают окончание учебного года и ходят в таких нарядах 18 дней. И их мы встречали повсюду во время всего нашего путешествия.

Очень уютная у них набережная между мостами Bakke Bru и Old Town Bridge (Bybro). Отражающиеся в воде дома на сваях. Разных расцветок. Особенно уютна набережная по другую сторону от Bakke Bru – Beddingen. Там много кафешек под открытым небом. Какие-то большие стационарные приспособления для рыбацких дел. Здания из необычного кирпича.

Накатавшись вдоволь, мы сдали велосипеды на площади, рядом с инфоцентром, и около 10 часов и пошли пешком в Trondheim Vandrerhjem на ночевку.

День четвертый. 3 мая. Первые паромы. Мёлде. Алесунд.

Стандартный завтрак, короткие сборы, заехали отдать велосипедные карточки и заскочили на рынок выходного дня, организованный на площади короля Олава. Здесь частники разбили палатки и продают свою продукцию: рыбу, мед, сыр и др. Купив банку цветочного меда, выезжаем из города по Е6, но уже не на север, а на юг, и вскоре съезжаем с нее направо, на Е39. Это, наверное, вторая по протяженности дорога страны. Тут же, впервые, попадаем на турникет платного участка дороги (16 крон). Пока помню, скажу об оплате. Практически везде принимают к оплате кредитные карты: на паромах, платных дорогах, в кемпингах. Но было несколько участков, где не было контролеров, и выбора не оставалось. И был один кемпинг без варианта оплаты кредиткой. Поэтому рекомендую немного наличных с собой брать обязательно. Часть из них мелочью. Ориентировочные затраты Вы сможете найти в сводной таблице в конце рассказа.

Итак, мы едем по Е39 на юго-запад, в сторону Мёлде. Вскоре подъезжаем к первой паромной переправе. Halsa – Kanestraum. На подъезде дорога расщепляется на 3 или 4 полосы. Вдоль стоящих машин ходит степенный дядюшка-кассир с маленькой кассой на плечевом ремне. Спрашиваем, можно ли оплатить кредиткой – нет проблем: въезжаете на паром и в кассе расплачиваетесь. Как правило, на выезде проверяют квиток об оплате или Вы платите на пароме ему же. Видимо, он помнит всех желающих расплатиться кредиткой. Но было и исключение. Но об этом дальше… Переправа обошлась в 152 кроны (71 – машина с водителем и по 27 за пассажира). Через какое-то время показался красивый мост. Перед ним - пункт оплаты (140 крон). Сразу за пунктом устраиваем фотосессию.

Еще позже настала пора заправить наши баки. Залили 40 литров дизеля в свою букашку на 506 крон. Н-да, дорогой дизелек. 95-й в такую же стоимость. Одно успокаивает – расход 5л/100км.

На кассе – соотечественница. Живет здесь уже 8 лет, замужем за норвежцем. Спрашиваем, что она порекомендует посмотреть в Мёлде и Алесунде. Говорит – Varden – смотровые площадки. В Алесунде еще океанариум. Предупреждает о высоких штрафах за превышение скорости. Они с мужем недавно попались: превысили на 10 км/ч и получили штраф в 2900 крон! Впечатляет, однако… Благодарим Марину, покупаем хлеб за 24 кроны и продолжаем путь.

В Мёльде уходим с трассы направо и начинаем по указателям «Varden» забираться наверх. Кругом в садах цветут розы, и я вспоминаю, что этот город называют городом роз и джаза. В какой-то момент асфальт заканчивается, мы переезжаем через небольшой мостик и едем под тенью деревьев вверх по гравийной дороге. Через пару километров выезжаем на площадку с несколькими домиками. Здесь нам открывается изумительный вид! Говорят, с этой точки видно 80 с чем-то горных вершин. Какие-то из них со снегом, какие-то без. Какие-то ближе, какие-то дальше. И вода, острова, маяки и разрезающие водную гладь пароходы. А почти над нами проходит граница черных туч, которые как будто зацепились за горы, и голубого неба с легкими облачками. Такой нереальной картины я никогда не видел! Фантастика!!! (см.фото).

Домики оказались небольшим ресторанчиком, в котором местные праздновали свадьбу. Праздновали – громко сказано. Все было очень тихо. Гости - в национальных костюмах, негромко разговаривали при входе, а изнутри не доносилось никакой музыки. Посидев на лавочках на каменистом склоне, движемся вниз к парому и, после стандартной процедуры загрузки, переправляемся за 206 крон в Vestnes.

Здесь надо сказать, что при планировании маршрута я хотел уйти от двукратного проезда по одному участку. Поэтому в Вестнесе нам предстояло уйти с Е39 направо на 661 дорогу, а чтобы не огибать долго фьорд, в Fiksdal поворачиваем налево на Vatne. Дорога превращается в однополосную, но…с двусторонним движением! В принципе я был готов к такому, но одно дело – теория, другое – практика. Хорошо, было мало встречного транспорта. Еще была остановка – у второй машины появились какие-то неприятные звуки в правом колесе. Постучав по нему с задумчивым видом, прыгаем обратно в машины и катим дальше и после Ватне поворачиваем на втором перекрестке направо, на Алесунд. Проехав километров 30, видим на другой стороне фьорда большой город. Очевидно – Алесунд. Но никакого моста нет! А на всех картах дорога через фьорд была… Тут утыкаемся в пункт оплаты, 117 крон и мы въезжаем в тоннель. Дорога уходит вниз, сверху тоннеля начинает сочиться вода: капает и струится по стенкам. Едем под водой! В нижней точке – информационный указатель «260 m.» Поднимаемся наверх и въезжаем в город. Наш хостел находится почти в самом центре. Заселяемся, перекусываем и лезем на местный Varden, который расположен тут же, прямо напротив. Гора называется Аксла. Вид тоже очень красивый. Город полосой врезается в Атлантику. По пути нам попадаются какие-то черные, сантиметров по 8-10, слизни. Наташа изучает местную флору. Постоянно встречаем людей в спортивной форме, забирающихся и спускающихся с горы. Вообще надо сказать, что количество людей, занимающихся спортом в Норвегии, впечатляет! Семьями на велосипедах, пожилые – парами и поодиночке, бегающие (в том числе много и молодежи) по вечерам вдоль озер, в парках. Видимо как следствие, полных людей мы почти не видели.

Так как солнце уже почти у самой линии горизонта, решаем пройтись немного по городу, а основное изучение оставить на завтра. У подножия горы натыкаемся на какое-то дивное дерево с ниспадающими ветвями, напоминающими издалека гирлянды. При ближайшем рассмотрении они превращаются в ветви с чешуей из листвы сантиметров 10-15. На фото также запечатлено. Тогда я долго не мог понять, почему фотографируя даже по свету, из тени, в середине снимка все равно остается засвеченное пятно. Только в середине нашего путешествия я, к своему величайшему огорчению, понял, что на объективе было высохшее пятно от воды(((. Чайник, одним словом!

Архитектура совсем свежая – город полностью выгорал и сто лет назад восстанавливался в стиле модерн. Нам он очень понравился! Сами норвежцы признали его в 2007 году самым красивым в стране. И мы с ними согласны! А ведь в первоначальном варианте моего планирования его не было. Я тогда проложил путь через дорогу троллей. Но потом, на совете, было решено ехать через Алесунд. А зигзагообразную дорогу мы увидели позже. Может, конечно, и не такую загадочную, как дорога троллей…

День пятый. 4 мая. Гейрангер!

День начался, как обычно, с мюсли в йогурте и с апельсиновым джемом, яиц и кофе. Вкусно, сытно, полезно! Сдаем номер (в хостелах полагается это делать до 10), закидываем вещи в машины и идем в океанариум. Это порядка 4 км. в сторону Атлантики, через весь город. Погода выдалась солнечная и теплая. Градусов 18. Так что на полпути даже пришлось снимать кофту. Купили билеты по 120 крон, сувениры в лавке при входе и пошли глазеть на морских обитателей. Вернее на океанических. Поглазеть особо не удалось, так как он оказался небольшим: за полчаса мы все очень внимательно отсмотрели. Из увиденного понравился большой аквариум с большими рыбами, которые в большом же количестве плавали неспешно в мутноватой воде. Перед аквариумом сделано несколько ступенек, так что можно сесть напротив и помедитировать под неспешные движения рыб. И бассейн с небольшими скатами, которых можно потрогать. Они, оказывается, шершавые). Да и все, наверное, - больше ничего особенного. Так что, рекомендовать его последователям не стану.

Покушав на лавочке неподалеку от хостела, в начале третьего покидаем этот красивейший город. Нам надо успеть на туристический паром по Гейрангерфьорду, который отходит в 17:00. Немного едем по Е39, затем уходим направо, на 650-ю. Переправляемся на пароме из Linge в Eidsdal и едем по 63-ей. На подъезде к Гейрангеру, в горах, останавливаемся на очень красивой смотровой площадке. Сугробы – выше наших машин. А вид оттуда - !!! Потом спускаясь с горы к воде по серпантину, видим наш паром и какое-то время едем, поравнявшись с ним. Довольно быстро они движутся. На красивую разрекламированную в отзывах туристов панорамную площадку Dalsnibba, к сожалению, уже не успеваем. Покупаем билеты на паром. Здесь нам удалось сэкономить. Так как нас было семеро, то мы взяли один фэмили тикет (билет на пятерых в одной машине) и оставшихся оплатили на общих основаниях. Потом разделили общую сумму на 7 равных частей, и получилась экономия в 54 кроны на человека.

Подвижность ума и никакого мошенства)).

Ну, а дальше – наслаждайся турист: водопады «Семь сестер», «Жених», «Фата невесты» и еще куча других. Невидимые экскурсоводы рассказывают на норвежском и английском языках об истории и легендах этих мест. Целый час волшебства!

Прибываем в Hellesylt. А вскоре добираемся и до Stryn, где у нас запланирована ночевка. Размещаемся и ужинаем на открытом воздухе – перед хостелом стоят два деревянных столика с лавками и мангал. Сайру и оливки с миндалем закусываем норвежским хлебом со злаками и запиваем нефильтрованным пивом. С видом на горы с водопадами. Потом - прогулка по местности. Поиграли на коробке с искусственным покрытием в футбол. Благо, мячей, валявшихся вокруг – хоть отбавляй. Посидели у воды и пошли обратно в гору, петляя вместе с дорогой. Хороший променад перед сном. Еще посидели на улице, попили чай с черничным джемом, перемежая Otardом с горьким шоколадом. Под шум горной реки, видом на огни Стрина и воды фьорда. Сказка! Takk, Norge, за еще один замечательный день!

День шестой. 5 мая. День тоннелей и ледников.

Сейчас, по истечению почти месяца, сидя в московской квартире, все впечатления остаются очень яркими. Стоит увидеть какую-нибудь заметку, как все всплывает в деталях. Передо мной на столе стоит тролль в шлеме и со щитом, лежат путеводители, путевые заметки и карта Норвегии с отмеченным маршрутом. Смотрю, как мы, обогнув на следующее утро Innvikfjorden и не доезжая до Innvik, в Olden, вдруг решаем отклониться от маршрута и посмотреть на самый, наверное, известный ледник страны, Briksdalsbreen. Свернув с 60-й дороги, попадаем опять на очень узкую дорогу, идущую по красивой долине вдоль фьорда, и едем по ней километров 25, пока не упираемся в горы. В расщелине между ними видим ледник. Он угадывается по чуть голубовато-бирюзовому оттенку. У подножия расположился большой магазин сувениров. Слышен шум водопадов и горной реки, бурлящей совсем рядом.

Налюбовавшись вдоволь здешней красотой и накупив сувениров, возвращаемся той же дорогой, так как другой просто не существует. Останавливаемся на подмеченных ранее красивых местах: напротив красивой церквушки, рядом с пасущимися овечками и их лопоухими ягнятами, при въезде в узкий тоннель шириной в одну машину и без освещения!

Въезжаем опять на 60-ю и – полный вперед! По пути к Sognefjorden – самому длинному в мире фьорду (~240 км) на какое-то время оказываемся на Е39, проезжаем по тоннелю длиной в 6390 метров (за 175 крон) и оказываемся опять перед ледником. Только сейчас обращаю внимание, что таким образом мы огибали большой национальный парк с большим количеством двухтысячников и ледников на них. Затем было еще пару тоннелей по 6500 м. После одного из них, и, перебравшись перед этим через фьорд между Manheller и Fodnes (171 крона), мы очутились в красивой долине, в которой расположился населенный пункт Laerdal. По нашим прикидкам, за день мы ехали внутри скал более 30 километров.

Разместившись в мотеле и поужинав, совершаем обход территории. Покупаем в Coоop кефир за 18 крон, помидоры cherry (250 грамм) за 25 и хлеб за 25. Вечером идем к ребятам, которые сняли домик на 5-х за 900 крон. Это уютный двухэтажный домик с кухней, четырьмя кроватями и стеклянной дверью второго выхода с видом на небольшой заливчик с лодками. С этой стороны стоял деревянный стол с креслами, в которых мы посидели часок на закате, потягивая темный ром и попыхивая кубинской сигарой. Наутро нас ждал экскурсионный трехчасовой тур по Sognefjorden и Барген (Bergen)…

День седьмой. 6 мая. Sognefjorden. Bergen.

В 8:30 мы отплывали от Лердала. Дело в том, что в мае этот паром ходит только 2 раза в сутки, и я немного волновался, что может не хватить мест. А пропускать такой маршрут не хотелось. Поэтому я еще из Москвы забронировал места. Перед отплытием мы опять провернули операцию с фэмили тикет, сэкономив на этом еще 125 крон. Надо сказать, что этот фьорд мне понравился даже больше, чем Гейрангерфьорд с его водопадами. Так как у меня разряжалась батарея камеры, то постоянно приходилось бегать из салона на верхнюю палубу для съемки красивейших пейзажей. Плюс, наложила свой отпечаток на восприятие погода. Она становилась все лучше и лучше день ото дня. И в этот день было хоть и не солнечно, но без дождя и довольно светло. Да и на этот момент я уже наконец таки протер объектив у камеры и настроение улучшилось от улучшения качества съемки.

После Гудвангена, проехав около 10 км., реагируем на указатель viewpoint в местечке Stalheim и уходим налево в гору. Круто виляя, на первой передаче, взбираемся на небольшую вершину, с которой нам открывается красивый вид на мощный водопад. Вода обрушивается с большой высоты и, ударяясь оземь, с шумом превращается в водную пыль. Здесь я сел на край 400 метровой пропасти и минут на 5 растворился в моменте. При подъеме наверх мы видели еще один водопад с другой стороны горы. Поэтому решили спуститься немного и посмотреть. Как оказалось – не зря. Этот водопад отличался от всех предыдущих тем, что в верхней своей части его воды врезались в яму, образованную большим камнем, и с силой вздымались обратно в виде пены. Дальше эта пена растекалась по скале, а брызги от этого процесса создавали очень красивую радугу – солнце к тому времени уже окончательно победила хмарь. Мы перелезли через бетонное невысокое ограждение и нафоткались на фоне этой красоты.

Дорога до Бергена запомнилась обилием тоннелей. Я специально не считал, но мне сдается , что их там порядка 40! Постояли около получаса в пробке в самом Бергене, на пути на гору в Монтана хостел. Показалось, как будто целую вечность – так мы отвыкли от пробок. Хотели взять велосипеды напрокат, но в Бергене такой возможности не оказалось. Да, совсем забыл сказать вот о чем. В некоторых отчетах читал, что кто-то покупал карты дорог Норвегии по приезду в страну. Они там недешевые, впрочем, как все остальное. Так вот, карту города и округа можно взять в любом хостеле, а общую карту – мы, например, взяли в прокате машин. Также можно ее взять в туристическом инфоцентре, которые есть почти во всех более или менее крупных населенных пунктах. На картах они обозначены буквой i. Там же можно взять и путеводители по разным районам и городам страны. Некоторые из них даже на русском языке!

Так вот, на часах около пяти, до центра города километров 5. Решаем идти пешком…

Спускаемся к психиатрической больнице, проходим кладбище и спускаемся дальше к пруду. Вдоль него бегают, ездят на велосипедах и просто гуляют бергенцы. Миновав его и перейдя под Asaneveien, попадаем в центр, на Lars Hilles Gate. Проходим концертный зал им. Грига – Grieghallen. Справа от нас Bergen Art Museum с красивой аллеей и прудом перед ним. Но уже поздно, и мы туда не попадаем. Наша цель на сегодня – ужин в ресторане, желательно на открытом воздухе на Bryggen. Это улица, состоящая из двухэтажных разноцветных деревянных домиков рыбаков, занесена в ЮНЕСКО. Итак, пройдя по Olav Kyrres gate, попадаем на красивейшее пересечение дорог, главное из которых - пересечение Torget и Bryggen! Как же красив Bryggen в золотых лучах заходящего солнца!!! Вся набережная заполнена столиками. Все расслабляются на солнышке, попивая пиво. Кто после рабочего дня, кто после туристических прогулок. Мы прошлись вдоль всей улицы. Она, к слову, всего то метров 200. Заглянули в несколько сувенирных лавочек, осмотрели дворы этих домиков. Такое впечатление, что они там еще живут той старой жизнью: деревянные некрашеные покосившиеся стены, полы, сверху свисают крюки на лебедках. Ими, видимо, рыбаки поднимали пойманную рыбу на чердак для засолки и вяления.

На Bryggen комфортных столиков мы не нашли, а сели на Torget, в Harbor Café. Поначалу нам сказали, что все забронировано, но потом встречавшая нас девушка нашла выход из положения и, убрав с одного из столиков табличку “Reserved”, усадила нас на втором этаже в красные кожаные диваны с видом на наш любимый Bryggen. Мы заказали по бокалу красного вина, греческий салат, Monkfish с мидиями и длинным рисом, apple pie с экзотическими фруктами. Надо сказать, что порции там потрясающих размеров, и все очень вкусно! Пока мы наслаждались своим ужином, напротив нас, на другой стороне улицы собиралась банда мотоциклистов. И к концу нашей трапезы, когда солнце уже зашло, она насчитывала порядка 70-80 единиц техники. Какой только там техники не было!

Оплатив счет на 922 кроны и, дав на чай 50 любезно предоставившей нам такие замечательные места официантке, мы двинулись обратно. Дорога заняла около часа времени и кучу энергии. В итоге, взобравшись в конце пути на самый крутой взгорок, мы рухнули на лавочку и долго сидели, тяжело дыша и наслаждаясь видом ночного Бергена.

Затем немного посидели в холле хостела, попили чая и посмотрели телевизор. На этом наш день и завершился. Да, это был, наверное, наш самый насыщенный день в Норвегии… А завтра нас ждала еще рыбалка!

День восьмой. 7 мая. Рыбалка в Атлантическом Океане!

Накануне мы подтвердили свою бронь на аренду лодки со шкипером и договорились, что приедем в 9 утра, так как они сказали, что это хорошее время для рыбалки. Утром решили выезжать в 8, но прособирались и выехали в 8:30. Это было бы не столь критично, если бы мы сразу встали на нужную дорогу – они сказали, что ехать до них 40 минут. Но слишком уж запутанной оказалась карта центра города. Нам нужно было попасть в нужный тоннель, что оказалось не так просто. Нарезав пару кругов по узким улочкам центра, все же ныряем в тоннель. Но к нашему ужасу в Сотру (большой остров рядом с Бергеном, где у нас должна была состояться рыбалка) ведут все 3 полосы, и после слова Сотра над каждой полосой еще какие-то названия. Времени подумать и свериться с картой нет, так как едем в тоннеле. Поэтому по памяти и чутью выбираю подходящее название и забираю чуть левее по левой полосе. Чуть позже мы облегченно вздыхаем, поняв, что угадали. В итоге приезжаем в Рорбусентер в 9:45. Здороваемся с двумя людьми в непромокаемых комбинезонах. Один из них оказывается шкипером, второй – владельцем этого центра. В свое время, при планировании, больше всего времени заняло именно бронирование рыбалки. Поначалу, выбрав именно этот центр для проживания на оба дня, которые я отводил на Берген, меня вдруг осенило, что отсюда не наездишься в город - все таки 40 с лишним километров. Написав им письмо с просьбой исправить два дня на один, я получил вежливый отказ. Минимальное время для проживания – 2 дня. Долгое время я пытался найти что-то стоящее с рыбалкой в океане, но мои поиски не увенчались успехом: либо был хороший вариант с размещением, но не было выхода в Атлантику, либо так же надо было брать несколько дней сразу. В конце концов, я вернулся к Сотра Рорбусентер, но без проживания. Они объявили 3000 крон за лодку со шкипером на 5 часов, со снастями и наживкой. Немного помявшись, мы согласились на этот вариант – когда еще выдастся возможность порыбачить в Атлантике?!

Итак, после непродолжительных сборов - мы утеплились и надели спасательные жилеты, в 10 отчаливаем. Наша лодка - с мотором и метров 6 в длину. Идем по протоке метров 100 шириной. Туман такой, что почти не видно берегов. Через полчаса выходим на открытую воду, как мы можем только догадываться. На вопрос: океан ли это, получаем ответ, что следующая остановка в той стороне (он небрежно махнул рукой вперед) это - Great Britain.

Разбираем спиннинги. Мне достается с блесной весом 250 (!) грамм, большим тройником на ней и двумя поводками с пушистыми приманками на них. На тройник он предлагает насадить большой кусок нарезанной тут же скумбрии и опускать прямо под лодку. На вопрос: какая здесь глубина, он смотрит на монитор эхолота и отвечает, что 80 метров. И это в 50 метрах от берега! Удение заключается в том, что после опускания блесны на дно надо периодически ее приподнимать, таким образом ей поигрывая.

После нескольких забросов Дима вытаскивает рыбу под названием Лиль. Килограмма на полтора. Очень она похожа на нашего судака, только глаза немного побольше. Еще бы, если б судака подняли с такой глубины - его, наверное, просто разорвало бы)). Немного еще покидав здесь, перебираемся в другое место. За пару часов Дима и Влад вытащили по 3 рыбины, я – ни одной! В шутку говорю, что пока не поймаю, не уедем. Минут через 20 – поклевка. Тащу – тяжело так, что приходится, упираясь в ногу спиннингом, подтянуть и немного подмотать. И так я подтянул эту тяжесть до половины расстояния до лодки. Наташа снимала на камеру. Затем резко сопротивление исчезло, и кто там у меня был – остается только догадываться…

Но я таки под самый конец вытащил рыбу под названием Лонгва весом около килограмма и похожую на нашего сома, только посветлее. Часа в 2 решаем сматывать удочки. На обратном пути повстречались с моторизованным баркасом. На нем рыбак, видимо, тоже возвращающийся с утренней рыбалки, чтобы не терять времени по дороге на рынок или приемный пункт варит в огромном котле свой улов. Бьон покупает у него пакет креветок и дает нам на пробу. Горячие, только что пойманные и только что сваренные креветки оказываются самой нежностью. Мы берем тоже целый пакет креветок (~6 кг) за 400 крон.

Кушаем и выкидываем шелуху за борт, где чуть ли не на лету с криками и драками ее подхватывают большие чайки. Ближе к причалу нас уже сопровождала внушительная эскадрилья)).

Вернулись довольные, но я, например, с чувством легкого голода по рыбалке. Если б не столь высокий ценник, то можно было бы еще часика 3 порыбачить. О самом рорбуцентре стоит сказать отдельно.

Дело в том, что его владелец произвел неприятное впечатление, что само по себе не характерно для Норвегии: нам на всем пути встречались только улыбчивые и довольно разговорчивые люди. Этот же человек мне не понравился еще во время нашей с ним переписки. Какой-то он несговорчивый был.

Понятно, рыбаки – суровые люди. Вообщем, когда мы стали расплачиваться за рыбалку, он выкатил не 3000, а 3500. Я попытался с ним объясниться, дескать, с 9 до 10 же мы не расходовали бензин, и шкипер просто отдыхал – они попивали чай, когда мы приехали в 9:45. Как бы то ни было, он и слушать ничего не хотел и стоял на своем. Я попытался перевести все в шутку и предложил тогда включить в эту стоимость небольшую вязанку дров, которая стоила у него 35 крон. Он только закатил глаза. Все стало окончательно ясно. Мы уточнили, где нам можно приготовить нашу рыбу, попросили у него нож и одноразовую посуду (я до конца не верил, что он даст это бесплатно) и на этом наши контакты прекратились окончательно. Дальше мы приготовили рыбу в барбекю. Для этого ребята сбегали купить лук и пиво, у нас с собой оказался лайм. Рыба получилась как надо! По вкусу лиль напомнил судака (чуть менее постный), лонгва (похожая на сома внешне) – немного резиновое мясо, не ярковыраженный вкус, больше понравились сэй и другая рыбка (забыл название).

Вернулись в город часов в 6 вечера и рассредоточились по центру. Еще раз погуляли по Брюгген, немного походили по магазинам – купили подарки детям и вернулись на машине в хостел…

День девятый. 8 мая. Ставангер.

Собираться получается все более слаженно. В 10:15 рассаживаемся по машинам, и выясняется, что Гольф отказывается заводиться. Долго не мучаем аккумулятор, а толкаем машину с горки и облегченно вздыхаем – есть контакт. Теперь главное – попасть в нужный тоннель, что мы и делаем с первой попытки. И берем направление на юг по Е39, в сторону Ставангера. Дорога очень красивая: мосты, паром, много воды вокруг, красивые пейзажи. На Ставангер выделяем 3 часа. Очень уютный центр. Особенно понравилась набережная: густо насыщенный ионами атлантический воздух, огромное количество яхт и паромов, фрагменты нефтедобывающих устройств, торчащие здесь же на специально выделенном пятаке набережной. Ставангер – главный город норвежских нефтяников. Огибаем центр слева, поднимаемся в горку и забегаем в небольшое заведение Martinique. Кофе пьем на открытом воздухе. Хороший кофе, шикарная погода! Походили еще по узким улочкам центра города, прикупили еще презентиков дочкам и возвращаемся к машине. На ней спускаемся опять к набережной. Нам немного не повезло – паром только что ушел, и нам пришлось минут 40 ждать. Переправившись в Tau и проехав километров 10, мы очутились в населенном пункте Jorpeland. Вернее на въезде в него, так как наш кемпинг Solvik расположился именно здесь.

Мы приехали туда часов в 8 вечера. Место очень красивое, на самом берегу фьорда. Он здесь широко разливает свои воды. Виднеются несколько островов. Вечер выдался тихий, и они вместе с заходящим солнцем красиво отражаются в воде. Травка ровно подстрижена. Стоит 4-5 одноэтажных домиков и чуть в стороне административный домик. Закрытый…

Мы постучались. Ноль. Обошли его вокруг. Еще раз постучали, в том числе в окошко на задней части дома – тот же результат. По нашим рядам пробежала легкая паника, так как и на двери написано, что они работают до 6. Минут через 10-15, когда паника уже стала усиливаться, мы увидели, что сверху, от крайнего домика этой деревушки к нам спускается пожилой мужчина…

Гора с плеч! Он оказался очень радушным. Быстро оформил нас. А ребята, оказывается, сделали 2 брони из-за какой-то несогласованности. Возникла напряженная ситуация, похожая на вчерашнюю на рыбалке. Но когда хозяин все для себя выяснил, мы поняли, что он не будет претендовать на оплату ошибочной брони. Этот случай как будто специально был ниспослан нам в противовес тому инциденту. И очень хорошо, что он оказался с другим финалом. А то я совсем бы разочаровался в норвежцах.

Вечер закончился распитием текилы с лаймом под уху, сваренную Наташей и Владом, из голов и хвостов вчерашней рыбы с добавлением креветок. Все это сопровождалось просмотром матча чемпионата мира Канада-Норвегия. Болели, естественно, за Норвегию))).

День десятый. 9 мая. Prekeistolen.

По отзывам я знал, что на Прекестолен лучше восходить пораньше. Поэтому еще с вечера договорились встать в 5. Но текила немного осложнила нам осуществление этого плана.

В 7:20 садимся в машину, в 7:40 мы – на стоянке перед началом маршрута на самую известную скалу Норвегии. Стоит одна машина, стоимость парковки 60 крон за легковой автомобиль. Но никого нет, поэтому не торопимся кидать мелочь в автомат. Потом…

Таблички указывают, где начало маршрута. Затем, уже на протяжении всего пути, ориентиром нам служат то тут, то там нарисованные красной краской буквы «Т». На камнях и на деревьях. Больше, собственно, и не на чем).

Подъем занимает приблизительно 2 часа и 3 800 метров. Приблизительно через каждые 1000 метров установлены информационные щиты с указанием пройденного пути, схематичного изображения местности и оставшимся расстоянием. Подъем тяжелый. Лезть приходится, переступая с камня на камень. Хорошо, мы готовы были к этому и взяли удобную обувь. Во время подъема встретили лишь несколько человек. Запомнилась пожилая пара из Австрии с лабрадором по кличке Аско. Ближе к вершине стали попадаться импровизированные башенки из камней. Мы тоже оставили свою, в районе деревянного мостика. Через пару часов, немного уставшие, мы увидели край. Потрясающие эмоции! Страх парализует тело и даже мысли. Не то, чтобы к краю подойти, подумать об этом страшно. 600 метров высоты с совершенно отвесной скалы в форме кафедры. Собственно, Прекестолен так и переводится на русский.

Решаем провести здесь час. Но какое там! Такие виды, что не оторваться. Позирование на фоне обрыва, фото. Вдали извивается на фоне скал узкий фьорд. Воду режет маленькая белая точка – катер. Поражает то, что нет ни одного заборчика, оградки. Ничего!

Поем «День Победы!» - сегодня великий день, и наше восхождение мы посвятили ему.

Потом взбираемся в точку над кафедрой. Вид еще более красивый. Так час превратился в два.

Обратная дорога оказалась тяжелее подъема. Навстречу шел непрерывный поток туристов самых разных национальностей. Все приветствуют друг друга. Поднимающиеся, как мне показалось, смотрят на нас с немым вопросом: «Ну, как там?». День выдался жарким, и поднимающиеся в полдень устают, конечно, сильнее. Одна группа шла с детьми 5-6 лет. Вот уж не представляли они, видимо, что это не легкая прогулочка.

В половине второго покушали и – в путь. Едем по дороге №13 через Tau. Переправа – 15 минут и 100 крон. Получилось так, что мы совсем забыли заплатить, да так и уехали… Вот это да!

Прости, Норвегия! Через какое-то время сворачиваем на Е134. Дорога превращается просто в аттракцион-рулетку: петляет по скалам на приличной высоте, не всегда даже есть оградительный барьер. А ширина ее, между прочим, в ширину двух легковых машин с небольшим зазором. Поэтому когда вам встречается фура или автобус, то приходится пятиться до ближайшего «кармана», которые сделаны через каждые метров 300-400. Если успеете среагировать, конечно)). Повторю, дорога петляет по скале, поэтому видимость крайне ограничена. А, надо сказать, норвежцы, видимо, устав от жестких ограничений скорости в городах и селах, пользуются разрешением для загородных дорог на полную катушку! А что такое 80 км/ч для такой дороги, думаю, представить можете… И дорога на таких поворотах плотно закрашена шинами в черный цвет, а оградительные барьеры изогнуты и поцарапаны. Ну, а где их нет, можно только догадываться, где теперь те машины, которые нарисовали те черные полосы)).

Такая дорога долгое время держала в напряжении, мы даже иногда сигналили перед поворотами. Но потом сказалась усталость от почти бессонной ночи с возлиянием текилы, и мы решили остановиться и вздремнуть. 45 минут – и мы другие люди. Неводители тем временем обследовали фрагмент старой дороги, который, похоже, специально оставили для потомков.

Часов в 8 вечера въехали в Амот. Довольно быстро нашли наш Groven Camping. Для этого свернули налево на 37-ю дорогу и проехали метров 300. Административный домик был также как вчера, уже закрыт. Но висела записка с информацией о том, где найти хозяйку. Оказалось - метрах в 100 от въезда, в соседнем домике.

Она радушно нас встретила, объяснила, где находятся наши домики и что ключи вставлены в замки дверей. Кемпинг, надо сказать, очень самобытный. Домики из темного дерева, с землей и травой на крышах. Отчетливо слышен шум горной реки. Наши домики – с двумя спальнями и комнатой отдыха, с камином, кухней, диваном, хорошей утварью. Душ, как и везде до этого, со своим бойлером. Поэтому приходилось постоянно думать о том, чтобы хватило горячей воды на всех. Зашла хозяйка за деньгами – это было единственное место, где не было альтернативы наличной форме оплаты. 700 крон/ночь за домик. Очень приятно. Разожгли камин, посидели у него, погрелись, попили коньячку и мило пообщались друг с другом. Это был замечательный вечер!

День одиннадцатый. 10 мая. Осло.

Утром покушали мюсли с кефиром, быстро собрались и двинулись в сторону Осло. По дороге запомнились 2 вещи. Во-первых, после коммуны Vinje (это там, где мы ночевали; а коммунами у них называются области страны) мы стали взбираться все время вверх. И через какое-то время мы очутились в снегах. После одного из тоннелей вдруг все стало белым. Вокруг – очень пологие склоны, много лыжников на лыжах беговых и горных. Снег - подтаявший и его очень много: видели даже домик, практически полностью заваленный снегом, по самую крышу. Горные озера покрыты снегом, и сквозь него проглядывают ярко голубые проталины. Красота! И необычно, что даже в Лиллехамере горнолыжные склоны почти полностью уже освободились от снега, и здесь, в 200 км. от Осло, мы уже не ожидали очутиться в зиме. Тем более, после лета в Алесунде и Бергене.

Во-вторых, мы увидели красивейшую ставкирку (норвежская деревянная церковь). Не помню, к сожалению, название населенного пункта. Это было где-то уже ближе к Осло.

Дальше мы, увидев хорошую цену на дизель и предположив, что ближе к Осло будет только дороже, заправились. К слову, разброс цен в зависимости от коммуны составил почти 2 кроны! От 11.47 до 13.22 кроны за литр. В 3 раза дороже, чем у нас! 95-й бензин примерно в такую же стоимость. Так что мы не прогадали, выбрав Румстер: расход составил всего лишь 5 л на 100 км. Хорошая экономия! Кстати, под Осло топливо значительно дешевле, чем у Ставангера. Вот вам и нефтяная столица. Пишу это, когда всю Европу накрыла волна забастовок водителей из-за подорожания топлива. Может мы еще вовремя успели?).

Дорога, надо сказать крайне неважная, но ближе к Осло, где 134-я переходит в Е18, она меняется в лучшую сторону. Разрешенная скорость увеличивается до 100 км/ч, а дорога расширяется аж до 4-х полос! Мы уже отвыкли от такой роскоши.

На въезде в столицу сворачиваем на Bygdoy. Это небольшой полуостров, где расположились 5 музеев: Музей Кон-Тики, Музей викингов, Музей мореходства, Норвежский народный музей и музей Фрама. Стоимость билета – 50 крон. Говорят, что в случае, если Вы собираетесь посетить несколько музеев, то выгоднее брать абонемент Oslo Pass. Посмотрели на лодки и другие вещи викингов и погуляли по набережной. Прямо у причала выставлена легендарная лодка «Йоа» Руаля Амундсена, на которой он проделал свое знаменитое путешествие к берегам Аляски в начале 20-го века.

На въезде в центр города вроде - как платный участок дороги, но останавливаться не надо – все фиксируют камеры, потом приходит счет владельцу машины. У нас на лобовом стекле под зеркалом было что-то наклеено. Я так понял, что это - своеобразный проездной абонемент. Такие пункты платных дорог нам встречались несколько раз у крупных городов. Но никакого счета на оплату нам во время сдачи машины не предъявили.

Так как времени еще было не так много, мы решили успеть в Национальную галерею. А уже после заселяться на ночевку. Запарковались в «кармане» на соседней улочке с трамвайными путями. Знак гласил, что, мол стоянка здесь запрещена с10 до16:00. Время было 3, и я с некоторыми сомнениями все же оставил машину на этом месте.

Universitetsgata, на которой расположена галерея оказалась совсем рядом, в 1 минуте ходьбы. Вход оказался бесплатным, а собрание картин и скульптур очень интересным. Особо понравились «Danaide» Auguste Rodin, «Portrait of madame Zborowska» Amedeo Modigliani, «Morning toilette» Edgar Degas. Но зарубежные художники занимают 1 зал из 28. Остальные – местные. Творчество пяти-шести из них нам пришлось по вкусу. Но особняком, конечно, стоит Edvard Munch. Просто безумец! Очень разноплановый, непредсказуемый, одаренный, несомненно: его картина Scream стала одним из символов Осло. Ее изображают повсюду!

Галерею обошли часа за полтора. Далее - в информцентр – брать велики. В Осло 2 таких центра. Мы идем в тот, который рядом со старой ратушей. К нашему величайшему сожалению, в воскресенье он не работает, а так как сегодня вечер субботы, то здесь нам взять их не удалось. Но они говорят, что тот, что у ж/д вокзала работает и в воскресенье. Надежда нас немного окрыляет, так как мы уже прилично устали сегодня. Решаем пройти через ратушу, крепость Акерхус и, затем уже, - к вокзалу. В ратуше есть шикарный большой и, главное, бесплатный туалет. Да-да, это в Норвегии вещь очень актуальная. За радость посещения этого заведения здесь надо выложить 10 крон. По 100 рублей на двоих не находишься! А здесь, тем более, пользуешься им с каким-то трепетным чувством – в ратуше награждают нобелевских лауреатов, и для них, конечно, власти города постарались! Ну и для себя тоже – здесь же они и сами заседают.

Обойдя ратушу, оказываешься на набережной Акер-Брюгге. У причала пришвартованы парусники, и отсюда открывается красивый вид на крепость. Можно сказать, что и оттуда открывается красивый вид на набережную. Очень живописное место во всех отношениях. На газонах внутри крепости полно народа. Многие делают мини-барбекю – мясо с овощами в алюминиевом лоточке с двойным дном, внизу угли. Размер этого приспособления – приблизительно формата А4. Очень удобный способ сделать шашлык на двоих в любом месте – минимум подготовки!

В замке крепости проводятся правительственные приемы, а в часовне захоронены члены королевской семьи. Мы стали свидетелями торжественного выхода из часовни свадебной делегации. На выходе стоял военный караул в парадной форме. Жених был облачен в такую же красивую форму, а невеста – в национальном платье. Во время выхода старший караула отдавал команды, многие из которых были шутливыми. Гости смеялись, а особенно им понравилась шутка, когда он скомандовал что-то брачующимся и они поцеловались. Все это происходило во внутреннем дворе замка, гости стояли вокруг виновников торжества, а по периметру сидели на скамейках совершенно незнакомые для них люди, забредшие сюда в этот час. Приятно и волнующе стать невольным участником такого события! Совет вам да любовь, милые норвежские молодожены!

Говорят, там есть несколько музеев. Но нам не хотелось уходить со свежего воздуха, да и не оставили мы еще затею покататься по Осло на великах. Доходим по Kongensgate до Karl Johans gate – главной улицы столицы, которая тянется от вокзала до Королевского дворца. Она – пешеходная почти на всем своем протяжении. Доходим до вокзала, и, странное дело, при заявленных «до 20-00» в 18-30 они уже закрыты! Н-да, видно, не судьба была нам покататься в тот раз! Хорошо, значит – в следующий. К тому же, силы нас покинули уже полностью и жутко хотелось кушать – какие уж тут велосипеды! Но на вокзале не то что кушать – находиться не хотелось: кругом какие-то темные личности. В прямом и переносном смысле этого слова. Грязно, и хочется поскорее отсюда убежать. И здесь, оказывается, есть такие места.

Ретируемся – идем обратно по Karl Johans gate. Падаем за столик Cathedral Café . Заказываем Beef с овощами, грибами и печеным картофелем, плюс норвежское пиво. Порции большие, говядина medium (как мы и просили), вкусный соус. Пиво - неплохое. Но обслуживание так себе: официанты куда-то пропадают, причем, надолго. Главное, мы получили заряд бодрости от хорошей кухни и красивого места: мы сидели прямо на этой пешеходной улице под сенью деревьев перед старым кирпичным зданием, видимо, остатков кафедрального собора. И могли разглядеть разношерстую публику, перемещающуюся по брусчатой улице мимо нас. Здесь были и музыканты, и какой-то ненормальный, громко обращающийся ко встречным, велосипедисты, инвалиды, старички парами и поодиночке, негры, белые, мулаты. В общем, обычная картина центральной улицы европейской столицы. Удивило только то, что за весь день мы не увидели ни одного пьяного. Еще Наташа сделала лежащее на поверхности, но при этом удивительное наблюдение: мы ни разу не увидели плачущего или орущего ребенка или кричащего на него взрослого. Ни разу за все наши 11 дней здесь! Впрочем, к пьяным это тоже относится. Вот так вот. Культура! При этом, чуть пройдя вперед до того места, где эта улица расширяется у Стортинга (здания Парламента), мы видели купающихся в фонтане 3-4 летних детишек. И это в 8 вечера при температуре воздуха 17-18 градусов! Потрогали воду – лед! Вылезать они явно не торопились, а лишь весело играли в воде.

Далее прошли мимо театра, спустились в метро. Там понравились входные двери – автоматически разъезжающиеся каскадом. То есть здесь уже не смогут закрыть часть дверей, чтобы посмотреть, как люди идут на штурм одной оставшейся открытой. Эх! Все для людей! Это, вообще, лозунг Норвегии и, наверное, всей Европы. Хочется уже и у себя в стране, наконец-таки, ощутить заботу избранных тобой властей. Очень хочется. Мы этого заслуживаем. Тем более это все было на контрасте с проведением финала Лиги Чемпионов в Москве. Когда для англичан отменил визы лично президент страны, и в страну их пускали просто по билетам на матч, когда за полтора миллиона евро построили у Лужников пешеходный переход, а после матча разобрали. И, естественно, вся наша столица стояла в одной сплошной пробке в этот день из-за умелых действий доблестной милиции, освобождающей проезд англичанам. Как обычно освобождает нашим, наделенным нами же властью, избранникам. Бэк ин ЮэСэСА! Вот поэтому, отчасти, на нас Европа и Америка и смотрит как на какой-то пережиток старого, не соблюдающего права человека. Мы просто об этом не всегда задумываемся и спорим с ними, не замечая очевидных вещей. Ладно, потихоньку наладится и здесь!

Дальше поднялись вверх по улице к Королевскому дворцу. Дворцом его назвать можно с натяжкой: здание совсем обычное, и, если бы не флаги над ним, почетный караул с ливреями и какой-то явно царственный муж на коне в виде скульптуры, то можно бы было его принять, например, за здание большой библиотеки или музея. Сфотографировали смуглого раскосого и щуплого военного, стоящего перед своей будочкой на правом углу дворца, обошли вокруг парк за ним и вернулись к машине. Стало смеркаться. Поплутав по центру города в поисках нашей виллы Frogner и немного попсиховав из-за этой возникшей трудности (видимо, уже порядком устали), мы через полчаса ввалились на виллу. Вилла эта была по системе Bed & Breakfast. Огороженное кованым забором, белого камня, красиво подсвеченное старое здание, вокруг которого много зелени. На пороге нас ждал конверт с ключом и небольшой сопроводительной запиской.

Номер оказался с большой комнатой, двуспальной кроватью, балконом и букетом белых орхидей. В принципе, ничего лишнего. Но все производило очень приятное впечатление, и мой расчет, что после хостелов и кемпингов это окажется приятным завершением увлекательного путешествия, оправдался на все 100. Это, действительно, было самым лучшим местом, где мы останавливались предыдущие 10 раз. С вечера немного рассортировали вещи для завтрашних сборов, допили коньяк и спать – устали донельзя.

День двенадцатый. 11 мая. До свидания, Норвегия!

Завтракаем. Завариваем чай с лимоном в термосе. Рассчитываемся: для оплаты кредиткой молодому человеку пришлось вызвать подмогу с маленьким переносным терминалом. Затем едем забирать вещи у ребят из хостела Анкер, что в пяти километрах отсюда по Ring 2. Потом – в парк Вигеланда. Он находится прямо через дорогу от нашей виллы, поэтому приходится возвращаться обратно. Но все в радость, так как мы опять полны сил для новых свершений. Утром очень приятно пройтись по этому необычному парку, уставленному неоднозначными скульптурами Вигеланда. Нам понравились некоторые скульптуры из более, чем 200. Но детям мы их пока не покажем). Много китайско-японских туристов. Видимо, Вигеланд им чем-то особенно близок - в других частях города мы такого скопления азиатов не встречали. Затем побродили еще часок по центру города. Все закрыто – воскресенье. Но, может, это и к лучшему;). Прыгаем в машину и – в аэропорт. 50 км. Скорость – 90-100 – разрешено. Несемся! Около аэропорта заправляемся до полного бака (условия проката) по 11-80. Высаживаю ребят наверху и по указателям «Rental car» спускаюсь на стоянку. Здесь нахожу табличку с надписью Hertz, еще раз проверяю, все ли забрали из салона, и говорю спасибо нашему замечательному резвому и надежному автомобильчику.

Не думал, что процедура сдачи настолько быстрая и легкая! На стойке отдаю ключи, и на вопрос «Все Ок?» - «Yes». И все! Никто даже не взглянул на машину. Через неделю мне на карточке разблокировали мои 2000 крон. Машину, оказывается, можно даже не мыть. Да это, собственно, особенно и не нужно было – она осталась практически чистой за 11 дней! Несмотря на то, что проехали полстраны, в том числе и в дождь!

В здании аэропорта перекусили. Доели последние консервы – напоследок оставили красную икруJ На регистрацию на обеих стойках – очередь из русских. На остальных – никого практически. Понимаем, что что-то здесь не то. Прошу служащую аэропорта нам помочь, так как обратил внимание на какие-то аппараты-терминалы. От ее радушия и энергичности мы даже немного опешили. Она подробно все объяснила, дала возможность мне самому сделать каждый шаг при введении информации и сканировании наших электронных билетов. С легкостью! Сразу видно, человек с удовольствием делает свою, в общем-то, рутинную работу.

И любит людей и общение с ними. Так и должно быть! Но, к сожалению, это удивляет - у нас такое пока очень редко встретишь.

Все. Мы получили из терминала наклейки на билеты и багаж. После этого остается только сдать багаж на одной из пустых стоек с табличкой «Drop bag» и потом оплатить его.

Проходим таможню, покупаем в Duty-free их знаменитую водку Аквавит. Она известна благодаря своему маршруту, который она проделывает после своего изготовления - 2 раза пересекает морским путем экватор. На нашей бутылке сзади на этикетке было написано название корабля и даты этого круиза. Что-то около 3 или 4 месяцев оно длилось.

Затем возвращаем часть своих денег в Tax-free и – на посадку. Только по дороге из Домодедово вспоминаем, что… забыли оплатить багажJ Удивительно! Извини, Норвегия!

И спасибо за незабываемые впечатления! TAKK, NORGE!

P.S. На этом можно было бы и закончить. Но для истории и в помощь следующим путешественникам хочу привести кое-какие цифры в виде таблицы, которую я сделал для подготовки путешествия, и которая очень помогала нам на всем его протяжении.

Плюс, таблицу расходов при учете, что они делились на 2 в случаях, когда дело касалось машины: аренда, бензин, паромы, тоннели и платные участки дорог. В случае кемпингов цифры также, уже разделенные на 2.

Также укажу ряд сайтов, которые помогли мне при планировании: www.visitnorway.com

Отзывы туристов

http://www.visitoslo.com http://www.visitbergen.com

Отдельное спасибо Соколову Николаю, разместившего хороший рассказ «Вождение по краю Ойкумены» на сайте «Ста дорог», который помог при планировании.

В общем, настоятельно рекомендую Норвегию любителям активного отдыха и, надеюсь, помог тем, кто собирается посетить эту удивительную страну.

Всем - всех благ! И удачи!

1 комментарий

  1. одесситка

    05.08.2009 at 08:22

    подробный и зримый рассказ
    спасибо за виртуальное путешествие

  2. Гость

    12.02.2010 at 14:17

    Собираюсь в конце мая в Эрангер - был во фьордах два десятка лет назад - на Планете ничего подобного нет нигде.
    Спасибо за полезные сведения. Написано хорошим русским языком - в Интернете это большая редкость...

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход

Оставьте отзыв

Отменить ответ

Популярное

Exit mobile version