Путешествуем на автомобиле
Россия

Карелия - там, где крутится волшебное Сампо. Ч.4

Оглавление 4й части:

Вечерний Петрозаводск. Белые ночи.

Карельская Калева

Оглавление 4й части:

Вечерний Петрозаводск. Белые ночи.

Карельская Калевала.

День Зй.

Петрозаводский краеведческий музей (петроглифы) – Музей кукол.

Петроглифы Онежского озера.

Музей кукол Татьяны Калининой.

Вечерний Петрозаводск. Белые ночи.

Наконец-то сбылась наша мечта. Мы увидели Белые Ночи. Хотя в моём северном заполярном детстве это понятие совсем не связывалось с романтикой. Конечно, в силу возраста J, плюс из-за неудобств – эти серые, а не белые ночи мешали спать, всё время приходилось плотно запахивать шторы. В Питере в прошлом году, мы умотанные донельзя питерскими красотами, бессовестно их проспали (Наш сайт: www.pamsik.ru – здесь размещены полные версии наших рассказов и фото).

И вот, наконец, мы в Петрозаводске. На Онежском озере. В самый разгар белых ночей – конец июня. Набережная – просто шикарная, гранитная, а главное, она достаточно низкая, можно и по парапету походить, и на него присесть, послушать озёрные ночные шёпоты. Идеальней условий не придумаешь. Дело за малым. Разбудить мужа в 12 часов белой ночи, поднять, умыть, одеть и пойти гулять на Онего. J Видели бы его лицо в момент расталкивания. «За что, за что мне такие муки?» - говорило оно. Опущу подробности, но мятеж на корабле был с трудом подавлен, и мы всё-таки вышли на набережную – а ещё говорят, что в мирной жизни нет места подвигам. Есть! Главным мотивом такого благородного и выдающегося поступка со стороны моей второй половины, было не романтическое желание окунуться в белые ночи, а прямолинейные функции бодигарда. Раз уж мне так хочется прогуляться в белых ночах, не отпускать же меня одну, выход один – молча, стиснув зубы, сопровождать.

Вот так гуляем по набережной.

Белые ночи, это, конечно, сильно сказано. Они нежно-алые, бледно-сиреневые, чуть позолоченные, но никак не белые. Все контуры теряют чёткость, чуть-чуть размываются. Всё начинает выглядеть необычно. Причудливо выделяются силуэты. Детали исчезают. Отступает повседневность, и любая, прежде привычная картинка, наполняется особым неведомым смыслом.

Вместе с этим повсеместным превращением, меняется и своё внутреннее мироощущение. Ты как-будто наполняешься чем-то удивительным, невесомым, волшебным, наверное, вот этой Белой ночью. Глаза ненасытно пьют идеальные цвета и нежнейшие оттенки заката и волн. Кроме упоения красками, появляется ещё и чёткое осознание того, что Озеро рядом с нами – совершенно живое. Оно такое мягкое, то морщится, то журится, переливается, надувается. У него невероятный цвет - персиковое серебро или серебристый персик, немножко розового коралла. Чувствуется его чуть ощутимое влажное дыхание и уже засыпающего ветра. Полукруг солнца состоит из сверкающего расплавленного золота, потом из алости.

Боже, какое красивое Онего. Увидеть своими глазами закат солнца на озере в белые ночи – изысканное гурманское удовольствие. Действительно розовая мечта.

Удивительное ощущение дарит Онего. Это слово стародавнее, несклоняемое и мужского рода.

Онего - батюшка. Онегушко.

«Я плавал по Онежскому озеру и до сих пор не могу избавиться от впечатления, что оно заколдовано» - К.Паустовский. Согласны.

Пожалуй, я увлеклась поэтикой. Не все, гуляющие вдоль Онежского озера «купаются в белых ночах, а тем более видят «нежнейшие оттенки заката». Гуляем по набережной мы не одни. Народу много, но это рассеянная такая толпа. Много студентов, которые обмывают, наверное, здесь свои дипломы, а это означает – невероятное количество бутылок шампанского, перекатывающихся под ногами, и шуршащих пластиковых стаканчиков. 90% гуляющих еле держится на ногах. Местные мачо – это 3-х литровый пузырь пива в руках, матюки и харкание по сторонам… Извините J… Девушки, кстати, от них не отстают. Я внимательней пригляделась к мужу – бутылки в руках нет, молчит – не ругается, не харкает… - какое бесценное сокровище!!

Мы бродили по набережной, спускались по гранитным ступенькам к булькающей и фыркающей воде, уносились взглядами в сиренево-алые воду и небо, нашептали желаний в ухо Дереву, фотографировали белые ночи, и, наконец, вышли к небольшой площадке в парке у порта к памятнику Петру I. Знаете, ощущение, как у Нильса в сказке Лагерлёф при виде ожившего памятника. Тёмный силуэт Петра на фоне тёмных силуэтов деревьев в парке и фейерверка цвета на озере и на небе – живой и потрясает. Удивляешься и невольно задумываешься о том, сколько сделал для потомков этот российский царь. Петрозаводск какой заложил, Марциальные воды, медеплавильные заводы, флот, пушки – это только здесь, в Карелии.

Карельская Калевала.

Я поняла, что, рассказывая о Карелии, не могу не написать про Калевалу. Это ключ к тайнам Севера. Это древние финско-карельские сказки. Это песни седой Старины, о том как «зажглось на небе Солнце, как загорелись Звёзды». Это космическая мудрость, которую, чтобы не потерялась в веках, древние мудрецы переложили в музыкально-дивные стихи-распевы-руны. Древние знали, что любой материальный объект не вечен. Поэтому и выбрали этот путь – устный, для сохранения и передачи мудрости потомкам. Поэтому, как поёт Калевала: «Каждая веточка вереска в лесу, каждая травинка в поле хранила предания седой старины. Деревья нашёптывали друг другу эти песни, а вольный ветер разносил их на своих крыльях по всему свету. Эти сказки летели на стреле охотника, разбегались по берегу в шуме морских волн»…

Калевала – это не просто сказки, это семизвёздная Медведица из ночного неба учит нас мудрости жизни. Главные герои Калевалы – старик-мудрец-певец Вяйнемейнен, красавец-кузнец Илмаринен, весёлый охотник Лемминкайнен, злая хозяйка Похъёлы – старуха Лоухи и масса прочих героев.

Несмотря на сложность имён, в общем и целом карельская Калевала это практически калька русских пушкинских сказок. У персонажей просто другие имена, но глобальный смысл один.

Герои Калевалы помимо того, что постоянно устраивают свою личную жизнь с разными карельскими красавицами, ловят чудесного лося, строят волшебную лодку, пашут змеиные поля, но ещё и отбирают волшебное Сампо у злой старухи Лоухи. Сампо – это волшебная мельница, которую из пера лебёдки, из клочка овечьей шерсти, из молока нетельной коровы и из ячменного зёрнышка выковал Илмаринен, чтобы молола муку, соль и деньги. Эта мельница нужна для того, чтобы приносить радость людям и оберегать Карелию. Они закопали её обломки на берегу цветущей Карелии, на одном её зелёном мысу. И до сих пор Сампо, словно высокая железная ограда, будто крепкая каменная стена, охраняет Калевалу-Карелию от невзгод.

Я пишу о Калевале не для того, чтобы все подумали, что я впала в детство J. Я специально вывожу на сакральное карельское понятие – Сампо. Оно подцепило нас на крючок совершенно случайно на выставке в Петрозаводском краеведческом музее. О нём будет ниже.

Ещё Калевала это маленький посёлок. Маленький, но знаменитый. Его прославил финский собиратель рун и второй «отец» рукописной «Калевалы» финн – Элиас Лённрот. Здесь его Сосна. Рассказывают, что почему-то именно под этой могучей вековой сосной карельские старцы поведали Лённроту древние песни своего народа – Руны, а потом уже он собрал их все вместе в книжку. Это Сосна сейчас – памятник, но раньше росла вместе со всеми деревьями в сосновом бору. Когда в этих местах построили плотину на реке Куйто, то размыло песчаные берега и сосна стала засыхать, а войну её ещё и ранило кусочком снаряда. Но старожилы Калевалы сохранили дерево - спилили верхушку уже сухой сосны и установили её на фундаменте перед местным Домом Культуры.

День Зй.

Петрозаводский краеведческий музей (петроглифы) – Музей кукол.

Петроглифы Онежского озера.

«Мы не знаем. Но они знают. Камни знают. Даже знают деревья. И помнят. Помнят, кто назвал горы и реки. Кто сложил бывшие города. Кто дал имя незапамятным странам. Неведомые нам слова. Все они полны смысла. Всё полно подвигов. Везде герои прошли. «Знать» - сладкое слово. «Помнить – страшное слово. Знать и помнить. Помнить и знать. Значит верить. Летали воздушные корабли. Лился жидкий огонь. Сверкала искра жизни и смерти. Силою духа возносились каменные глыбы. Ковался чудесный клинок. Берегли письмена мудрые тайны… И вновь всё ново… Но выступят священные знаки. Тогда, когда нужно.. Сегодня мы их пожалуй не найдём. Но завтра будет светло. Я знаю – мы их увидим». Н.К.Рерих.

Мы очень хотели увидеть знаменитые петроглифы Онежского озера.

Это - наскальные изображения, выбитые на пологих склонах у среза воды древними карелами. Их возраст IV-IIIв. до н.э. Глубина выемки невелика, редко доходит до 1см. Петроглифы разбросаны вдоль берега озера на протяжении 21км от устья реки Водла до островов Большой и Малый Турий и устья реки Чёрной. Всего 24 группы. 1200 рисунков. Основная масса сосредоточена на мысах Пери Нос, Бесов Нос и Карицкий.

Мы очень хотели увидеть знаменитые петроглифы Онежского озера.

Но как до них добраться. Путеводитель советовал добраться из Петрозаводска до посёлка Шальский на теплоходе, далее рыбацким катером до мыса Бесов Нос или автобусом из гор. Пудож до дер. Коршево, а затем 15 километров пешком… Мда… А как обратно, интересно?

Но тут я вспомнила, что где-то читала, что кусочек древнего камня с петроглифами можно посмотреть в Петрозаводском краеведческом музее. Почему-то воображение рисовало этот музей небольшим домиком с пыльными чучелами и зевающими тетеньками на стульчиках. Как же мы удивились, поняв, что это не так.

Музей находится на площади Ленина. В Петрозаводске вообще много воздуха и пространства. И место, называемое площадью, это действительно площадь ого-го, а не маленький скверик. Площадь Ленина не раз меняла свои названия. Ещё изначально (1773г.) в городе хотели создать круглую площадь. Создали. Назвали Круглой или Циркульной. Затем (1873г.) здесь установили памятник Петру I и площадь стали называть Петровской. Потом бронзового Петра подвинул гранитный Ильич, и сейчас эта чудная площадь – Ленина. Несмотря на сегодняшнее название, площадь выглядит прекрасно. Круглая, огромная, в обрамлении полукруглых с дворянской внешностью зданий (бывшие дома губернатора и дворянского собрания) и самое главное то, что громадный памятник пламенному революционеру её нисколько не портит. Это заслуга, наверное, хорошего красивого камня, хорошего скульптора, и красивых клумб. Вообще цветущие растения в принципе редкость для северного климата, а площадь оживляют белоснежные ромашки, синие ирисы и ярко-алые маки – такая стилизация российского флага. Очень элегантно.

Краеведческий музей находится в бывшем Губернаторском доме, а это уже накладывает особый отпечаток. Первым делом мы поинтересовались тут ли петроглифы, опасались, что не найдём заброшенный кусок скалы среди засушенных животных. Оказалось, что на этих петроглифах строится вообще вся экспозиция музея. Маршрут для туристов по музею тщательнейшим образом спланирован местными экскурсоводами. Вы не просто ходите, бесцельно слоняясь, по музею, а целенаправленно и не спеша, погружаетесь в прошлое. Какие молодцы!

Зал №1. Называется «Листы каменной книги» и посвящён первооткрывателям петроглифов Карелии. Здесь вы просто пассивные экскурсанты, приглядывающиеся к предмету исследования.

Зал №2. «Петроглифы». Основной имидж посетителя – уже исследователь, в вас пробуждается активный интерес.

На Севере есть два места, где находятся петроглифы. Это восточный берег Онежского озера (особенно их много на мысе Бесов нос) – открыты К.Гревингком, и на Белом море (скала Бесовы следки, не перепутайте) – открыл – А.Линевский. Эти древние изображения располагаются у самой кромки берега на пологих серых, чёрных, или чаще всего красноватых скалах. Рисунки в силу возраста поблёкли и сливаются с фоном. Но присутствует таинственный эффект. На закате или на восходе солнца, при боковом освещении, если смотреть на камни в отражённом свете, то рисунки вдруг, как будто появляются из ниоткуда – постепенно становятся всё более и более чёткими. Солнце зашло – всё, пустой камень, «первобытное кино» закончилось!

Мало того, сама оконечность Бесова Носа (кончик носа? J) очень далеко выдаётся в озеро, противоположного берега отсюда вообще не видно, и поэтому создаётся ощущение края земли. И это ещё не все чудеса! На этом месте можно наблюдать (в конце августа) потрясающе красивую картину – с одной стороны в Онежское озеро опускается алый шар закатного солнца, а с другой стороны поднимается почти такая же яркая, большая, пронзительно светлая и совершенно круглая луна.

Самые крупные фигуры – беса, выдры (ящерицы) и налима (сома). Петроглифы и непонятные фигурки-знаки пытаются расшифровать по разному. В основном считают, что это промысловая магия и символы тотемных животных (древние люди считали, что эти животные наши предки). Здесь много изображений животных (лоси, волки, медведи), птиц (лебеди, гуси, утки), охотничьих сцен, выбиты солярные и лунарные знаки и даже весьма натуралистически выраженный секс. Почему изображения зверей считаются тотемными, я уже написала, тотемных животных перечислила. А промысловая магия ставила целью обеспечить удачную охоту, каменные изображения зверей приманивали к себе свои живые аналоги.

По этой же причине, «бес» (самая большая фигура ~2.5м) на одной из скал на Онежском озере специально выбит рядом (симметрично) с природной каменной трещиной, которая проходит через всё его туловище и заканчивается в воде. Кровожадное воображение современных историков тут же заполнило трещину кровищей, а как там было на самом деле никто уже и не знает. Но самое поразительное – петроглифы до сих пор не разгаданы. И любая догадка пусть даже самого умного академика – всего лишь гипотеза. Подтвердить или опровергнуть её может только сам первобытный автор. Мы, кстати, так и не поняли, почему фигуру человеческих очертаний называют «бесом». Читали, что это место – аномальное, а черезчур пристальное рассматривание этого петроглифа не приносит ничего хорошего в жизнь любопытного, а наоборот. Но это касается «беса». А мы с превеликим удовольствием насмотрелись во втором зале на фрагмент скалы с «невредными» петроглифами, перевезённый сюда в 1924г., огромных калек-копий с их изображениями, начитались информации и прошли в третий зал.

Зал №3. «Мир природы. Промысловая магия».

Здесь полумрак. В центре воссоздано жилище древнего охотника, с очагом, необходимой хозяйственной керамической утварью, ножами, стрелами с птичьими перышками на конце, бусами из клыков медведя и зубов лося. Но больше всего поразил и удивил маленький каменный сейд. Много читали, ни разу не видели. Даже вкратце рассказать о них получится немало. Сейд – это огромнейший гигантский камень, поставленный на другие камни-ножки (есть и другие формы). Это уникальные сакральные памятники Севера. Это священные камни – объекты поклонения. Считается, что в нём обитает дух камня – Сейд. Это приёмная антенна – природный аккумулятор и трансформатор энергии. Кто поставил, как поставил, зачем поставил – сплошной вопрос. (www.perpettum.narod.ru/seid-index.htm).

Залы №4-5.

Рассказывают о торговле мехами, золотыми украшениями. Очень интересно. Не получается описать экспозицию, приведу словесную иллюстрацию - разговор мореходов торговцев - русских и норвежских - на таких ярмарках.

Норвежец: Эй, рюсьман купом сейка, треска, тиска и балдуска. (Эй, русский, давай покупай сайду, треску, пикшу и палтус).

Помор: Да, да, моя купом альтсамма. Давай по шип ком. (Да, я куплю всё. Заходи на судно).

Норвежец: Басиба! Как твоя мукка? Как твоя группа? (Спасибо. У тебя есть мука? Есть крупа?)

Помор: Да, да, моя харь этта. Давай по шип ком, брат, твоя и моя по цай дрикки. (Да, это у меня есть. Давай, заходи на судно, будем чай пить.) J

Обе стороны были железно уверены, что говорят на отличном русском и свободном норвежском. J

Зал №6. Выставка «Калевала».

Это не простая расстановка музейных предметов, а философское наполнение каждого экспоната и таинственная инициация. Вам предлагают сначала прочитать про сложнейший символизм Калевалы, потом зайти в тёмную и тускло освещённую комнату, и пройти по определённому интуитивному маршруту-лабиринту, в конце которого с вами свершится (или с кем-то не свершится L) невидимая инициация, посвящение, озарение. Уф, аж мурашки по коже. Потрясающе глубокая выставка. Здесь напишу о наиболее запомнившихся моментах: коллаже с фотографиями, мистической варке пива и Сампо.

На одном коллаже изображения - фотографии женщин на фоне времён года. (Женщина вообще главная фигура в Карельском древнем укладе жизни). Зелёная весна – девочка. Красное лето – девушка. Жёлтая осень – женщина. Белая зима – пожилая женщина.

На другом - увеличенная фотография женщины-матери, прижимающая к юбке своего ребёнка-мальчика, сначала малыша, потом юношу, потом взрослого мужчину. Смысл такой – для матери (женщины) вы (даже зрелые мужчины) всегда остаётесь маленьким ребёнком.

Варка пива – занятие таинственное не только на Руси, но и в Карелии, да и, наверное, везде. Раньше пиво называли мёдовым напитком. А мёд никогда не пьют, только ведают. Чтобы сварить золотое пиво и осуществить магическое брожение-оживление старухе Лоухи из Калевалы был нужен особый котёл, родниковая вода, ячменные зёрна, головки хмеля, еловые шишки, сосновые иглы, пена из медвежьей пасти, а главное пчёлка-золотая птичка принесла сок медовых трав, мёд душистых цветов. И только после этого забродит-заиграет молодое весёлое пиво.

А Сампо – что это такое – ещё никто не разгадал. Может мельница, может дуб, может солнце, корабль, бубен. Ваши варианты? J… А мёдом древние люди называли смысл жизни…

Зал№7.

Опять двигаемся в новый зал. И опять интересно. Здесь рассказывается о строительстве первой железной дороги в Мурманске в 1914-1916гг. Перед самой войной. Строили китайцы из Харбина, индийцы, военнопленные. Говорят, под каждой шпалой лежит человек. И здесь видим волка. Чучело. Непередаваемый красавец. Огромный. Мудрый. Зеленоглазый. Считается самым умным и неуловимым зверем. Убегая от охотника, запутывает следы филигранно, проворачивая в голове сложнейшие, многоходовые, практически шахматные комбинации.

Но вот вроде и всё. Мы в восторге от посещения, теперь будем знать, что такое отличный краеведческий музей. Мы торопимся, время очень поджимает и мы уже засуетились-заторопились, поблагодарили и хотим выбежать на улицу, чтобы прыгнуть в машину и успеть ещё заехать в Музей кукол.

Но нас не отпускают! J

Что вы думаете, интеллигентные женщины – музейные работники буквально волоком затаскивают нас в следующие залы. Они по-хитрому говорят: «Ребята, ну вы посмотрите быстренько, одну минуточку, чего там у нас, чтобы не было обидно потом». Какая минуточка! Мы уже с восхищением осматриваем огромный губернаторский танцевальный зал с чудным паркетом и сверкающими гроздьями хрустальных люстр, прилипаем к выставке, рассказывающей про разработку местных железных руд, Карле Гаскойне и становлении пушечно-литейных заводов в Петрозаводске, меряем старомодные шляпки (я, конечно J) в зальчике, окунающем в неспешную жизнь петрозаводчан 19 века. Очень рекомендуем купить в музее билетики на фотографирование. Помимо петроглифов и других интересных экспонатов здесь в музее можно сфотографироваться в больших картинах с прорезями для головы, и нам девушкам в этих кокетливых шляпках. Музейные работники даже сами советуют примерять и фотографироваться. (Сайт музея: www.karelia.ru/~kgkm).

Музей кукол Татьяны Калининой.

Мы были о нём очень наслышаны. Действительно хороший музей. Тихая набережная маленького озера в центре города, 1й этаж жилого дома. Но скажу честно, он предназначен для тех людей, кто в детстве не наигрался в куклы и до сих пор спит с плюшевым мишкой в обнимку. Почему-то я была уверена, что здесь много кукол в национальных карельских нарядах, расшитых жемчугами и украшенных вышивкой. А здесь в основном куклы театральные. Они задействованы в детских кукольных спектаклях. Мы сфотографировали для одного маленького почитателя бабок-ёжек – огромную Ягищу с метлой и совершено крохотный её домик с очень смешной миниатюрной утварью внутри, типа связок сухих грибов на стенах, горшка каши на столе, лоскутного одеяла на печке и половичков на полу. И ещё я полюбовалась очень симпатичной беременной куколкой, чем-то смахивающую на актрису Оксану Мысину. Накупили открыток. Посмотрели музей очень быстро. Я лично давно и по максимуму отыгралась в пупсики в своём детстве. И муж в машинки тоже J.

В принципе, если бы мы в него не заехали, то особо не расстроились. Музей хороший, но мы не его контингент – выросли, болсые узе. (Сайт музея: www.kukla.karelia.ru).

Продолжение следует.

(с) www.pamsik.ru – здесь размещены другие наши рассказы и фото.

При использовании наших текстов – гиперссылка на сайт и указание имя автора – НатА – обязательны.

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться. Вход

Оставьте отзыв

Отменить ответ

Популярное

Exit mobile version